Браво, Брусенцов!

(к 90-летию со дня рождения заслуженного художника Украины Г.Я. Брусенцова)

14 октября 2017 года исполняется 90 лет со дня рождения заслуженного художника УССР, члена Союза художников СССР Геннадия Яковлевича Брусенцова. На протяжении 20 лет, с 1977 по 1997 гг., Геннадий Яковлевич формировал в Архиве города Севастополя свой личный фонд – передавал на хранение документы о творческой деятельности, семейные фотографии, каталоги выставок, фото работ, эскизы к картинам, созданные в различные годы. Данная выставка архивных документов позволяет достаточно полно проследить жизненный и творческий путь этого выдающегося представителя поколения советских художников социалистического реализма.

Г.Я. Брусенцов родился 14 октября 1927 года в г. Орел в дружной еврейской семье. Его отец Брусенцов Яков Илларионович родился в 1905 году в деревне Осиновка Черемисиновского района Курской области в крестьянской семье. По окончании школы поступил в Ленинградский педагогический институт им. Герцена, где позже и остался на преподавательской работе. Мать художника Мария Львовна (в девичестве – Евлина) родилась в 1909 году в Киеве в семье ремесленника. После смерти мужа в 1935 году начала работать на одном из ленинградских заводов рабочей.

До начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Геннадий Брусенцов проживал в Ленинграде вместе с родителями и младшей сестрой, «имея склонность к рисованию, занимался в Доме пионера и школьника, в студии юных художников». В 1941 году завод, на котором работала Мария Львовна, был эвакуирован в Казань. И семья Брусенцовых на несколько лет обосновалась там. Казанская школа № 101 приняла 48 истощенных и ослабленных голодом школьников из блокадного Ленинграда, в том числе Геннадия Брусенцова и его сестру. На короткое время оставив обучение в школе, Геннадий поступил на военный завод учеником сборщика-механика. Однако, вскоре, не бросая работу на заводе, вернулся к занятиям в школе. Здесь в 1942 году он вступил в ряды ВЛКСМ, занимался в стрелковой секции, постоянно продолжал занятия живописью и рисованием. По окончании войны в 1945 году, Мария Львовна с сыном (младшая дочь умерла и была похоронена в Казани в 1945 году) вернулась в родной Ленинград.

В 1945 году Геннадий Брусенцов поступил в Высшее Ленинградское художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, где на факультете монументально-декоративной живописи стал одним из лучших учеников замечательных художников – педагогов Петра Сидорова, Генриха Павловского, Анатолия Казанцева. Его выпускная работа – панно-картина «Основание Петербурга», после защиты диплома в 1953 году была размещена в Ленинградском доме архитекторов. В этом же году молодой специалист уехал по распределению в Туркмению преподавать в Ашхабадском художественном училище. Здесь началась его самостоятельная творческая жизнь. Удивительным открытием для Геннадия Брусенцова, успевшего привыкнуть к «богемной» среде северной столицы, стала уникальная творческая атмосфера периода бурного развития туркменского живописного искусства. На базе художественной туркменской школы, прошедшей период становления в довоенные годы, рождалась новая волна молодых живописцев, жадно стремившихся к новым путям в искусстве, не связанным преклонением перед академическими авторитетами. В 1954 году Брусенцов был принят в члены Союза художников СССР, затем Правления Союза художников СССР, Правления Союза художников Туркменской ССР.

В 1969 году, Геннадий Брусенцов, уже зрелый, состоявшийся художник, получил направление на работу в Севастополь на должность главного художника Севастопольских художественно-производственных мастерских Художественного фонда УССР. Во время работы в нашем городе Геннадий Яковлевич был избран членом Союза художников Украинской ССР, областного правления Крымской организации Союза художников, председателем Севастопольского оргбюро, членом зонального республиканского Художественного совета.

Героями его картин становились как знаменитые, прославившие страну своими боевыми подвигами, трудовыми свершениями, достижениями в области науки, культуры, искусства, современники (Герои Советского Союза, Герои социалистического труда, режиссеры, актеры, спортсмены), так и рядовые граждане страны – нефтяники, землепашцы, рыбаки, моряки, строители. В 1983 году во время празднования в Севастополе 9 мая Дня Победы в беседе с журналистом газеты «Известия» Леонидом Топорковым Геннадий Яковлевич сказал: «Каждый год хожу смотреть шествие ветеранов. Чтобы подзарядиться чувствами. Иной раз доводится слышать от коллег, что, дескать, пребывают в простое, заняты поиском тем. А чего их искать? Окунись в жизнь, да только и успевай работать!».

В последние годы жизни, вплоть до ухода из жизни в 2006 году, Геннадий Яковлевич отошел от характерного для его творчества направления реализма и сосредоточил силы на поисках духовного начала, истоков высшей нравственности и чистоты. Это отразилось в большом количестве иконописных работ, в активном участии в работе по воссозданию в Севастополе Свято-Никольского храма (Братское кладбище), оформлении алтарной части и фасада храма-часовни Святого Георгия (Сапун-гора).

Геннадий Брусенцов с 1954 года активный участник различных всесоюзных, республиканских, областных, городских и зарубежных выставок. Его персональные выставки проходили в музеях и выставочных залах Севастополя, Ялты, Николаева, Киева, Мурманска, в частных галереях Москвы, Санкт-Петербурга. Картины художника, работавшего одинакового успешно в различных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт) с использованием разнообразных техник, сегодня находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея искусств народов Востока, художественных и исторических музеев Российской Федерации, Украины, Туркменистана, в частных коллекциях в Германии, Франции, Греции, Турции, Голландии, Италии, Хорватии, Японии.

Ряд семейных фотографий, эскизов, этюдов к картинам, грамот и благодарностей в адрес художника, заботливо собранных и переданных Геннадием Брусенцовым на хранение в Архив города Севастополя, завершают отзывы посетителей его персональной выставки в Киеве в 1971 году и юбилейной (по случаю 50-летия художника) выставки в Севастополе в 1977 году. В этих отзывах – от пространных размышлений, эмоциональных проявлений восхищения до короткого лаконичного «Тов. Брусенцов, браво!», – главная оценка многолетнего творческого и жизненного пути выдающегося художника, объединившего в себе традиции и культурное богатство российского Севера, туркменского Востока, украинского Юга и европейского Запада.

Главный архивист М.Г. Соловьева

Г.Я. Брусенцов. Севастополь. 1980 – 1981 гг. Фото Л. Генадиева.

Г.Я. Брусенцов. Мой дедушка Илларион Сергеевич. Рисунок. Деревня Осиновка Курской области. 1948 г.

Яков Илларионович Брусенцов, отец художника 1931 – 1935 гг.

Г.Я. Брусенцов с матерью Марией Львовной. 1952 г.

Геннадий Брусенцов. Ленинград. 1931 – 1932 гг.


Г.Я. Брусенцов. Копии с репродукций картин И.Е. Репина, И.И. Левитана. Казань 1943 г.

Билет члена ВЛКСМ Г.Я. Брусенцова. Выдан Молотовским районным комитетом ВЛКСМ г. Казани 24 марта 1942 г.

Характеристика дирекции и комитета комсомола школы № 101 г. Казани на члена ВЛКСМ Г.Я. Брусенцова. Казань. 5 июля 1945 г.

Г.Я. Брусенцов и его мать Мария Львовна (в центре) во время встречи с двоюродными братьями Владиславом и Леонидом Брусенцовыми после возвращения из эвакуации в Казани. Москва. Сентябрь 1946 г.

Студенты Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной (Г.Я. Брусенцов – в центре), на военных сборах. Ленинград. 1950-1951 гг.

Г.Я. Брусенцов в мастерской в период обучения в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Ленинград. 1948-1949 гг.

Студент Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной Г.Я. Брусенцов у объявления об открытом комсомольском собрании училища. Ленинград. 1949 гг.

Подпись Г.Я. Брусенцова на обороте фотографии: «В период борьбы «с безродными космополитами». Собрание не состоялось. «Жалко».

Г.Я. Брусенцов. Этюды к дипломной картине «Основание Петербурга». Ленинград. 1953 г.

Г.Я. Брусенцов во время работы над дипломной картиной «Основание Петербурга». Ленинград. 1953 г.

Г.Я. Брусенцов (второй справа) во время работы по росписи потолка здания Совета Министров Туркменской ССР. Ашхабад. 1953 г.

У ковра «Дружба народов». 1955 г.

Ковер-панно «Дружба народов СССР», сотканный по эскизам художников Г. Брусенцова и Г. Соснина туркменскими мастерицами М. Мурадовой, Э. Хыдыровой, О. Бабаевой в октябре 1955 года был представлен на художественной выставке в Москве в рамках декады туркменской литературы и искусства.

Почетная грамота Центрального комитета Ленинского коммунистического союза молодежи Туркменистана Г.Я. Брусенцову, художнику педагогу художественного училища г. Ашхабада, за активное участие в декаде туркменской литературы и искусства в Москве. Ашхабад. 1956 г.

Г.Я. Брусенцов на этюдах. Поселок Мургаб Марыйской области Туркменской ССР. 1956 г.

Г.Я. Брусенцов (1-й ряд, второй слева) с работниками колхоза им. Жданова. Туркмения. 1958 г.

В этом колхозе в 1958 году Г.Я. Брусенцов организовал музей.

Телеграмма о присуждении Министерством связи СССР второй премии почтовой марке, представленной художником Г.Я. Брусенцовым на конкурс «90 лет со дня рождения В.И. Ленина». Москва. 10 октября 1959 г.

Участники декады русской культуры в Туркмении кинокритик Л. Рудницкий и художник Г. Брусенцов (второй и третий слева) в гостях у туркменской семьи. 1964 г.

Г.Я. Брусенцов. Портрет футболиста. 1955 г.

Картина находится в собрании Государственной Третьяковской галлереи.

Г.Я. Брусенцов. Портрет женщины – туркменки. 1957 г.

Г.Я. Брусенцов. Ходжа Непес у Петра I. 1959 г.

Г.Я. Брусенцов. Портрет заслуженного мастера спорта Марата Ниязова, чемпиона Олимпийских игр в Токио. 1962 г.

Диплом 1-й степени секретариата Правления Союза художников СССР и Центрального Совета Союза спортивных обществ и организаций СССР Г.Я. Брусенцову за портрет заслуженного мастера спорта Марата Ниязова. Москва. 1963 г.

Г.Я. Брусенцов. Портрет бурового мастера Ш. Саркисяна. 1964 г.

Г.Я. Брусенцов. Котуртепинец. 1964 г.

Г.Я. Брусенцов у афиши своей персональной выставки «11 дней в Австрии». Ашхабад. 1965 г.

Г.Я. Брусенцов. В Зальцбурге. 1965 г.

Свидетельство об утверждении Г.Я. Брусенцова участником Выставки достижений народного хозяйства СССР. Москва. 1965 г.

Почетная грамота Президиума Верховного Совета Туркменской ССР Г.Я. Брусенцову за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства, науки и культуры и в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции. Ашхабад. 3 ноября 1967 г.

Г.Я. Брусенцов. Портрет кинорежиссера Булата Мансурова. 1967 г.

Г.Я. Брусенцов и кинорежиссер Б.Б. Мансуров. Москва. Июль 1978 г.

Г.Я. Брусенцов, художник-постановщик фильма «Рабыня» (режиссер Б. Мансуров), на съемочной площадке. Туркмения. 1967 г.

Г.Я. Брусенцов (справа), художник-постановщик фильма «Смерти нет, ребята!» (режиссер Б. Мансуров), на съемочной площадке. Закарпатье. 1971 г.

Б. Рунин. Четвертый фильм Булата Мансурова. Статья о съемках на киностудии «Туркменфильм» фильма «Смерти нет, ребята!». Советский экран: 1971 г., № 9

Г.Я. Брусенцов у своего скульптурного портрета работы скульптора С.А. Чижа. Севастополь. 1969 г.

Скульптор С.А. Чиж (слева), художник Г.Я. Брусенцов (справа) и его жена Татьяна. Севастополь. 1974 г.

Мандат делегата Пятого съезда художников СССР Г.Я. Брусенцова, представителя Союза художников УССР. Москва. 1977 г.

Делегаты VI съезда художников СССР. Слева направо: Брусенцов Г.Я., Байрамов Д, Сурская А.Н., Артыков В. Москва. 20 января 1983 г.

Махмуд Эсамбаев, создатель первой в СССР сольной танцевальной программы «Танцы народов мира» (справа), на открытии персональной выставки художника В.Б. Озерникова (в центре). Севастополь. 1970 г.

Г.Я. Брусенцов. Эскиз к портрету Махмуда Эсамбаева. 1975 г.

Г.Я. Брусенцов со своей собакой. Севастополь. 1970 – 1971 гг.

Г.Я. Брусенцов. Севастопольский мальчик. 1972, 1978 гг.

Г.Я. Брусенцов. Человек со шрамом. 1971 г.

Г.Я. Брусенцов. Земля Севастополя. 1969 г.

Г.Я. Брусенцов. Эскиз к картине «Дороги Севастополя». 1970 г.

Г.Я. Брусенцов. Эскиз к картине «Сыновья». 1971 – 1972 гг.

Г.Я. Брусенцов. Ноябрьский Севастополь. 1974 г.

Удостоверение Союза художников Украинской ССР к памятной медали «Мемориал И.Е. Репина». Август 1974 г.

Благодарность администрации, коллектива учителей, учащихся школы № 18 г. Севастополя Г.Я. Брусенцову переданную в дар школе картину «Миндаль зацвёл». Севастополь. 1975 г.

Г.Я. Брусенцов. Портрет Героя Советского Союза И.П. Шенгура. 1975 г.

Картина находится в собрании Государственного Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Г.Я. Брусенцов. Лейтенант революции. 1977 г.

Картина находится в собрании Государственного Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Г.Я. Брусенцов. Натюрморт с гранатом. 1977 г.

Г.Я. Брусенцов в своей мастерской. Севастополь. 1977 г.

Г.Я. Брусенцов. Утренние чайки. 1978 г.

Во время работы над портретом кинорежиссера Ю.Я. Райзмана. Cлева направо: Кинорежиссер Ю.Я. Райзман, Т.А. Брусенцова, жена художника Брусенцова, Г.Я. Брусенцов, кинорежиссер Б.Б. Мансуров. Матвеевское. 1979 г.

Г.Я. Брусенцов. Серебристый Херсонес. 1980 г.

Во время работы над портретом Героя Советского Союза И.Д. Папанина. Москва. 1983 г.

Г.Я. Брусенцов (второй слева) на выставке работ севастопольских художников, посвященной 200-летию со дня основания Севастополя. 1983 г.

Г.Я. Брусенцов и С.А. Чиж (в центре) во время работы по созданию Музея трудовой славы завода им. В.Д. Калмыкова. Севастополь. 1984 г.

Г.Я. Брусенцов на встрече с бригадой В. Багрова около их группового портрета в музее трудовой славы Севастопольского завода им. В.Д. Калмыкова. Севастополь. 1984 г.

Вручение Г.Я. Брусенцову Почетной грамоты за участие в выставке работ севастопольских художников, посвященной 40-летию освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков. Севастополь. 1984 г.

Г.Я. Брусенцов и гость из Туркмении, участник обороны Севастополя 1941-1942 гг., на параде в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Севастополь. 9 мая 1985 г.

Дневники Г.Я. Брусенцова о творческих поездках в Гамбург (Германия), Венецию (Италия), Загреб (Хорватия). 1994 – 1995 гг.

Страницы из дневника Г.Я. Брусенцова о пребывании в Гамбурге. Март 1994 г.

Страницы из дневника Г.Я. Брусенцова о пребывании в Венеции. Февраль 1995 г.

Эскизы мозаики восточного фасада Свято-Никольского храма. Севастополь. 1994 – 1995 гг.

Г.Я. Брусенцов в своей мастерской у эскиза мозаичного панно «Явление архангела женам мироносицам». Севастополь. 1996 г.

Г.Я. Брусенцов. Эскиз мозаичной иконы храма-часовни Святого Георгия. Севастополь. 1995 г.

Алтарная часть храма-часовни Святого Георгия с иконописными работами Г.Я. Брусенцова. Севастополь. Сапун-гора. 1996 г.

Г.Я. Брусенцов. Иконописные работы. 1994 – 1995 гг.

Г.Я. Брусенцов. Севастополь. 1996 г.

Из книг отзывов посетителей персональных выставок Г.Я. Брусенцова в Киеве (1971) и Севастополе (1977)