В поисках жизненной правды и пластической простоты. К 130-летию со дня рождения скульптора В.В. Козлова.

Газета “Севастопольские известия” в № 15(1913) от 22 апреля 2017 года в рубрике “Имя в истории города” опубликовала статью “В поисках жизненной правды и пластической простоты” по документам ГКУ “Архив города Севастополя”, посвященную 130-летию со дня рождения скульптора В.В. Козлова.


Скульптор В.В. Козлов.
Севастополь. 1932 г.

Василий Васильевич Козлов, выдающийся российский советский скульптор, автор памятника В.И. Ленину в Севастополе, одного из лучших советских памятников предвоенных лет, родился 130 лет назад, 23 апреля 1887 года, в многодетной семье безземельного саратовского крестьянина Василия Козлова. Когда мальчику исполнилось 11 лет отец в поисках работы покинул село и переехал в Петербург. Он хотел дать сыну «доходную» специальность и устроил его в ученики к фотографу Прозоровскому, но Василий Козлов с раннего детства мечтал рисовать и поступил на вечерние подготовительные классы рисования при Обществе поощрения художников. Первые уроки мастерства будущий скульптор получил у замечательного рисовальщика и резчика Де-Гранжа, о котором впоследствии не раз вспоминал с любовью и благодарностью. В 1900 году Василия Козлова приняли в ремесленные мастерские Общества поощрения художеств, где он учился в рисовальных классах и одновременно работал в декоративно-лепном цехе.
В 1906 году, получив по окончании курса звание ремесленника-лепщика, В.В. Козлов сдал экзамены в Академию художеств, где в период обучения много рисовал, тщательно изучал анатомию, одновременно, чтобы поддержать семью, продолжал работать на исполнении декоративно-скульптурных заказов.

В Академии художеств В.В. Козлов познакомился с Леопольдом Августовичем Дитрихом, с которым впоследствии его связала многолетняя крепкая дружба и многочисленные совместные работы. Журнал «Ежегодник общества архитекторов-художников» регулярно публиковал их работы как образцы удачной декоративной скульптуры. Многие исследователи отмечают фриз «Просвещение на Киевской Руси», изготовленный для Киевского педагогического музея (современный Дом Учителя). Колоссальный фриз в камне протяженность 120 метров и высотой 2 метра содержал 300 фигур в натуральную величину, был выполнен всего за 7 месяцев. Известны были и такие их работы, как внутренняя и внешняя отделка зданий грязелечебниц в Ессентуках и Пятигорске (заказ Управления Кавказских Минеральных вод), создание аллегорической ограды у памятника (скульптор Б.М. Микешин) на месте дуэли М.Ю. Лермонтова в Пятигорске и другие.

В.В. Козлов и Л.А. Дитрих неоднократно принимали участие в конкурсах на создание памятников, впоследствии вошедших в антологию российского монументального искусства, одерживали в них не раз победы. Так конкурсными комиссиями были отмечены их проекты памятников Т.Г. Шевченко (г. Киев), Минину и Пожарскому (г. Нижний Новгород), первому русскому актеру Ф.Г. Волкову (г. Ярославль). В 1912 году на конкурсе на лучший памятник М.Ю. Лермонтову, объявленном Николаевским кавалерийским училищем (г. Санкт-Петербург, ныне в этом здании располагается завод радиотехнического оборудования) их проект был удостоен первой премии. Поэт был изображен одиноко стоящим у скалы, погруженным в свои думы, с взглядом, устремленным в пропасть.

Однако, по утверждению Л.Я. Латт*, молодым скульпторам побоялись доверить такую серьезную работу, и перед зданием училища был установлен памятник М.Ю. Лермонтову по проекту скульптора Б.М. Микешина, удостоенного 2-й премии на конкурсе. Позже, в 1940 году, для экспонирования на посмертной выставке работ Василия Козлова его вдова, Антонина Сергеевна Томашевич, исполнила отливку в бронзе статуи поэта по проекту Л.А. Дитриха и В.В. Козлова. Эта работа вошла в собрание Русского музея и экспонировалась в одном из его залов.

В 1912 году в качестве дипломной работы по окончании обучения в Академии художеств В.В. Козлов представил на конкурс выпускных работ Академии скульптуру «Человек с навязчивой идеей». По утверждению Л. Латт статуя «худощавого человека, застывшего в несколько изломанной, подчеркнуто угловатой позе», полностью отдавшегося власти охватившей его мысли, с одной стороны отражала стремление скульптора найти свой собственный путь в искусстве, с другой стороны, являлась «своеобразным протестом против академической застойности и тупости в искусстве». Посетители, специалисты и любители искусства, рецензии о выставке, опубликованные в печати, единодушно отмечали эту работу как яркое, выдающееся произведение, считали Василия Козлова наиболее вероятным кандидатом на заграничную командировку от Академии.

Однако, молодому талантливому скульптору, имевшему за плечами всего лишь двухклассную сельскую приходскую школу и статус «вольнослушателя» Академии, было отказано не только в командировке заграницу, но и в получении звания художника.

Свершившиеся в России буржуазно-демократическая, а затем социалистическая революции открыли перед талантливым скульптором новые творческие горизонты и возможности в реализации планов и идей.

Декрет Совета Народных комиссаров «О памятниках Республики», опубликованный 12 апреля 1918 года, положил начало реализации так называемого «ленинского плана монументальной пропаганды», в соответствие с которым все памятники монументального искусства, и в первую очередь, скульптура, рассматривались как мощное средство политической пропаганды.

На начальном этапе своего развития советское монументальное искусство, скульптура сосредоточились на создании образов выдающихся деятелей российской науки, искусства, участников революционного движения, героев Гражданской войны. В начале 1930-х годов были предприняты первые шаги в советском монументальном искусстве по созданию многофигурных памятников. Их авторы, стремясь показать своих героев в тесной связи со своим народом, постепенно стали выходить за рамки однофигурного портретного монумента. Кроме того, скульптура переставала быть преимущественно камерной, предназначенной для украшения избранных помещений. В соответствии с ленинским планом ей предназначалось выйти на широкие пространства улиц и площадей, стать подлинным достоянием народа и государства.

Смерть в 1924 году В.И. Ленина открыла новое направление в советском искусстве, вошедшее в историю как «Лениниана». И именно скульптору Василию Козлову суждено было стать автором одного из лучших в Советском Союзе монументов многофигурного плана, первым из советских мастеров, кто сумел в монументальном искусстве создать «подлинно реалистический, простой, как сам Ленин и доходчивый образ вождя, Учителя и создателя первого в мире социалистического государства, ставший самым популярным любимым и поистине народным». Так написала в 1956 году о Василии Козлове в своих воспоминаниях, переданных на хранение в Государственный архив Севастополя, вдова скульптора Антонина Сергеевна Томашевич. В 1967 году А.С. Томашевич передала для севастопольского архива и многочисленные фотографии В.В. Козлова, детальное описание памятника В.И. Ленину, многофигурных композиций барельефов и горельефов, украшавших его постамент, фотографии скульптора, сделанные в период работы над памятником В.И. Ленину в Севастополе в 1930–1932 гг., и другие документы о скульпторе В.В. Козлове.

Решение создать в Севастополе памятник «вождю мирового пролетариата» севастопольцы приняли вскоре после известия о смерти В.И. Ленина. В городе был создан Фонд имени В.И. Ленина, в Севастопольском отделении Государственного банка СССР зарегистрировали расчетный счет № 6848, на который жители Севастополя, профсоюзные организации, предприятия, учреждения города, военнослужащие частей и соединений Черноморского флота начали перечислять средства на «постановку в Севастополе памятника В.И. Ленину».

В 1924 году по заказу исполкома Севастопольского городского Совета московский художник-скульптор В.Е. Лямин приступил к работе над проектом памятника В.И. Ленину, однако этот проект в Севастополе не одобрили, и он не был воплощен в жизнь.

В 1930 году Севастопольский городской Совет поручил разработать проект памятника В.И. Ленину ленинградскому скульптору Василию Васильевичу Козлову. Выбор кандидатуры скульптора Козлова не был случайным.

Председатель комитета скульпторов Петрограда (с 1919 года), сотрудник отдела охраны и реставрации памятников искусства и старины (1919-1925), позже профессор скульптурного факультета Академии Художеств, Василий Козлов к этому времени уже был хорошо известен как автор точных и выразительных скульптурных портретов советских руководителей К.Е. Ворошилова, С.М. Кирова, Г.К. Орджоникидзе, И.В. Сталина.

В 1931 году мастерскую скульптора в Ленинграде посетил руководитель немецких коммунистов Вильгельм Пик (в 1949-1960 гг. – первый и единственный президент Германской Демократической Республики) и Василий Козлов лепил его портрет с натуры.
Но главной причиной избрания Севастопольским городским Советом кандидатуры ленинградского скульптора для исполнения памятника В.И. Ленину в Севастополе было то, что В.В. Козлов стал одним из первых советских скульпторов, кто приступил к воплощению образа вождя в памятниках вскоре после его смерти, и нашел единственно верное, полюбившееся сразу, пластическое решение.
Трудность работы над образом Ленина заключалась в том, что Козлову не довелось ни видеть его при жизни, ни рисовать с натуры; при работе над воссозданием его портретных черт Василий Васильевич использовал фотографии, посмертную маску, снятую вскоре после смерти Ленина скульптором С. Меркуловым. Усложнял художественный выбор и сам жанр скульптуры, который оставлял автору возможность воплотить в статуе только один, наиболее характерный для полного раскрытия всей многогранной личности героя момент. Василий Васильевич много и серьезно изучал воспоминания о Ленине его соратников, впитывал впечатления и характеристики, которые они давали в своих статьях: «гигант мысли», «суровый революционер», «обязательный человек с лукавыми глазами и «огоньком почти женственной нежности к человеку» (А.М. Горький), «мыслитель со лбом Сократа» (А.В. Луначарский), «вождь величайшей революции и скромный человек в обычном пиджаке, естественный, простой, чуждый всякой позы». Как все это передать в одной скульптуре, в одной застывшей позе?

В 1924 году Василий Козлов исполнил статую Ленина, впоследствии установленную в Ленинграде в управлении Северо-Западной железной дороги . Фигура вождя с высоко поднятой рукой раскрывала только одну черту В.И. Ленина – его мастерство пламенного и страстного оратора. Неудовлетворенный созданным образом Василий Козлов продолжил поиски, исполнил несколько вариантов памятника, выставляя их на суд общественности, участвовал во всех конкурсах, которые объявляли Академия художеств и Комиссия по увековечению памяти Ильича. В 1925 году памятник В.И. Ленину работы скульптора Козлова открыли в Таганроге, в 1926 году в Ленинграде на Финлядском вокзале.
Из пяти памятников В.И. Ленину работы В.В. Козлова, установленных в Ленинграде, всемирную известность приобрел памятник, торжественно открытый 7 ноября 1927 года у здания бывшего Смольного института.

Удачно найденное новое пластическое решение позволило скульптору воплотить и динамику стремительно развивавшихся событий революции 1917 года, и простоту, естественность человека – главного их руководителя, достичь органического единства фигуры с гранитным пьедесталом (автор В.А. Щуко), и всего памятника с целым ансамблем Смольного. В адрес Василия Козлова посыпались письма с просьбами от жителей других советских городов повторить этот памятник и в их населенном пункте. И скульптор создал оригинальные памятники В.И. Ленину для Ярославля, Махачкалы, Новороссийска. По сведениям А.С. Томашевич, в общей сложности в 40 городах Советского Союза были установлены памятники В.И. Ленину по проектам В.В. Козлова. Он разработал несколько базовых моделей статуи первого руководителя советского государства, с которых впоследствии производилась массовая отливка широко растиражированных скульптур, установленных в десятках населенных пунктов страны, во всех союзных республиках.

По мнению Л.Я. Латт, «наиболее грандиозный по своим масштабам памятник был установлен в Севастополе». Севастопольский вариант памятника В.И. Ленину стал не только одной из лучших работ в творчестве скульптора В.В. Козлова, но и одним из лучших в Советском Союзе, созданных в 1920 – 1940-х гг. в цикле «Лениниана».

Местом проведения основных работ В.В. Козлова по созданию модели памятника В.И. Ленину, двух вариантов постамента, отливки скульптуры, горельефов и барельефов стал его родной Ленинград. Здесь к августу 1931 года для скульптора на средства Севастопольского городского Совета Художественно-Репродукционными мастерскими «Худрепмас» сектора науки Народного комиссариата просвещения была специально отремонтирована и дооборудована мастерская.

Изначально предполагалось, что памятник В.И. Ленину будет установлен в центре Севастополя, на площади 3-го Интернационала, на месте демонтированного в 1928 году памятника адмиралу П.С. Нахимову. Проект предусматривал создание нового постамента со сглаженными закругленными углами, все фасады которого украшали бы горельефы и барельефы, отражающие этапы революционной борьбы в России и их победное воплощение в практике социалистического строительства: «1905 год», «Восстание на броненосце «Потемкин», «Штурм Перекопа», «Бегство белых», «Восстановительный период первых пятилеток», «Дружба народов» и другие общей площадью до 40 м2. Однако в связи с принятым позже решением использовать в качестве основы гранитный постамент от демонтированного памятника П.С. Нахимова площадь горельефов и барельефов сократилась до 25 м2, что повлекло за собой необходимость разработки 2-го варианта модели постамента, пересмотра его формы, отдельных деталей.


Скульптор В.В. Козлов у 2-го варианта модели памятника В.И. Ленину.
Ленинград. До апреля 1931 года.

16 октября 1931 года исполком Севастопольского городского Совета принял решение «одобрить проект памятника в последней его редакции, … фигуры сделать не из искусственного камня, а из бронзы…, считать последним сроком постройки памятника и его установки в г. Севастополе – к 15-ой годовщине Октябрьск. торжеств в связи с чем тов. Козлову считать работу памятника – ударной работой … статую В.И. Ленина поставить лицом к городу, т.е. к Дому Красной Армии и Флота … В целях мобилизации общественных средств для постройку памятника, продлить срок 2-х копеечного сбора с трамвайных билетов в специальный фонд постройки памятника, без указания срока».

Для получения недостающих на постройку памятника В.И. Ленину 123 000 рублей В.В. Козлов предложил Севастопольскому городскому Совету 16 августа 1931 года в качестве основного источника распространение в Крыму и в Севастополе через «Горпрофсовет, Горком ВЛКСМ, общественно-самодеятельн. организации и книготоргующие организации» «… бюстов и барельефов тов. Ленина скульптора Козлова, в количестве 25 000 экз., определив стоимость бюста 8 рубл. и барельефа – 5 рубл. …». На этом же заседании к 7,5 тоннам метала для литья памятника Ленину, отобранным ранее Музейным объединением Севастополя, куда вошли статуя П.С. Нахимова, снятая ранее с постамента памятника, колокола, пушки, детали различных изображений герба Севастополя и другие ценные предметы, в качестве дополнения исполком принял решение «использовать колокол Херсонесского музея».

Большую помощь скульптору В.В. Козлову в работе над проектом памятника В.И. Ленину оказал Иван Данилович Максименко, уполномоченный Севастопольского городского Совета по установке в Севастополе памятника В.И. Ленину. Участник Гражданской войны, штурма Перекопа, он консультировал В.В. Козлова в работе над горельефами и барельефами, лично позировал скульптору в его мастерской в Ленинграде при создании образа раненного комиссара в горельефе «Штурм Перекопа».

Иван Данилович стал большим другом семьи Козловых, оставался им и после смерти В.В. Козлова в 1940 году, активно поддерживал теплые дружеские отношения с вдовой скульптора А.С. Томашевич. В 1950-е гг. И.Д. Максименко оказал неоценимую помощь при создании скульптором П.И. Бондаренко нового памятника В.И. Ленину в Севастополе. В Архив города Севастополя И.Д. Максименко передал 26 фотографий, документы, отражающие интересные и малоизвестные факты из истории создания в Севастополе в 1930-е гг. памятника В.И. Ленину, о скульпторе В.В. Козлове.
В частности редкие фотографии запечатлели В.В. Козлова и И.Д. Максименко в мастерской во время работы над памятником, изображения основных многофигурных композиций горельефов и барельефов.


Скульптор В.В. Козлов (слева) и уполномоченный Севастопольского городского Совета
И.Д. Максименко (справа) у горельефа «1905 год» 1-го варианта модели постамента
памятника В.И. Ленину. Ленинград. До апреля 1931 года.

Их ценность заключается в том, что практически все известные видовые фотографии довоенного периода запечатлели общий вид памятника В.И. Ленину, но не детали многофигурных композиций. А снимки из фотофонда севастопольского архива в сочетании с детальным описанием памятника, сделанным вдовой скульптора А.С. Томашевич, позволяют воссоздать представление об этом выдающемся произведении советского монументального искусства 1930-х гг.

Так, например, в горельефе «Переход через Сиваш» А.С. Томашевич указывает на такие детали, как «телеграмма В.И. Ленина товарищу Фрунзе; указан № телеграммы, дата – 5 ноября и текст – приказ начать освобождение Крымского полуострова от Врангеля. Рядом фигура Фрунзе на постаменте. В центре в воде Сиваша плывущие красноармейцы». В горельефе «Штурм Перекопа» – «ответная телеграмма Фрунзе В.И. Ленину, что штурм 15 и 20 дивизиями увенчался успехом … Внизу под «Штурмом Перекопа» барельеф: 1905 года – слева восстание на «Потемкине», на горизонте Очаков в огне, рядом правее Одесса, где на лестнице наверху Матюшенко призывает всех присоединяться к морякам. Внизу расстрел восставших. Обрамление – победные знамена. Внизу символическая цепь с разорванным звеном». И такое подробное пояснение по каждому барельефу и расположенному под ним горельефу постамента.

В описаниях фигур в основании памятника С.А. Томашевич приводит характеристики образов, которые В.В. Козлов запечатлел при работе над ними: «Матрос сидит на бухте каната. Солдат с винтовкой зорко следит – он на охране, а не нападение. Крестьянин сидит рядом с колосьями. Умное лицо с бородой, рука жилистая, рабочая. Рабочий с циркулем, с чертежом – передовой вожак, стремящийся к знаниям». Сам автор в рабочей записке к Г.С. Пивину дал такие пояснения к скульптуре «Рабочий»: «Фиг.[ура] изображает нашего современного рабочего – в позе полуотдыхающего, опирающегося правой рукой на тяжелый молот. После тяжелого физич. труда и овладению техникой. Он уже держит в другой руке чертежи, цыркуль, угольник и линейку. Это его вечерняя работа в Ф.З.У. Вот так мы преодолеваем поставленную перед нами Партией и Правительством задачу».

В своих воспоминаниях Антонина Сергеевна указала важную деталь: «на сооружение памятника был установлен правительством срок 10 месяцев. В.В. Козлов уложился в 9 месяцев».

Торжественное открытие памятника состоялось 7 ноября 1932 года.

Три дня спустя газета «Красный Крым» описала это событие так: «… На месте, где долгие годы мозолил глаза царский адмирал Нахимов, перед взорами тысяч глаз предстала огромная фигура Ленина. Пока линкор «Парижская Коммуна» и стоящие на рейде крейсера салютуют открытие памятника, взоры всех устремляются на памятник В.И. Ленину. Высота его 14 метров, размер фигуры Ильича – 4,5 метра. Фигура призывает к дальнейшим боям, указывая путь к социализму». По сведениям А.С. Томашевич вскоре после открытия памятника «Н.К. Крупская, Мария Ильинична и Дмитрий Ильич [сестра и брат В.И. Ленина – примечание автора] приехали в Севастополь для осмотра памятника. Им давал объяснения тов. Максименко (участник штурма Перекопа и консультант В.В. Козлова при лепке горельефов и барельефов). Осмотрев памятник они были в восторге».

В 1932 году постановлением президиума Севастопольского городского Совета различными наградами и денежными премиями были поощрены 102 человека, принимавших активное участие в создании памятника В.И. Ленину. Скульптор В.В. Козлов был награжден грамотой ударника, денежной премией в размере 3000 рублей. Кроме того, «учитывая высокую художественную и политическую значимость построенного памятника В.И. Ленину» Севастопольский городской Совет ходатайствовал перед ВЦИК о присвоении ему звания заслуженного деятеля искусств.

В числе награжденных в 1932 году Севастопольским горсоветом активных участников строительства памятника В.И. Ленину в Севастополе упоминается также первый помощник В.В. Козлова скульптор-художник Н.В. Томский.
Из письма А.С. Томашевич к И.Д. Максименко по поводу обращения к ней в 1950 году директора Севастопольского музейного объединения капитана 1-го ранга П.П. Булгари с просьбой предоставить городу чертежи и схемы памятника В.И. Ленина, выполненные скульптором Козловым, известно, что Антонина Сергеевна рекомендовала подумать, в первую очередь, о кандидатуре Николая Васильевича Томского. Упоминала о нем, как об одном из немногих, кому под силу восстановить знаменитые многофигурные горельефы Козлова – «живописный рассказ о политических событиях, о гражданской войне, о пафосе нашего строительства, о победах Ленинско-Сталинской национ. политики, о победах советских людей, идущих под знаменем Ленина – Сталина – к коммунизму»: «Пишу и о Томском, но он теперь большой человек, и к нему теперь будет трудно приступиться, разве, что Вы сумеете найти подход к нему и «обольстить» его. Ведь многим он обязан В.В. (Козлову – примечание автора) … Но не он так другой …».

В 1957 году воссоздал памятник В.И. Ленину в Севастополе и бережно сохранил основную концепцию В.В. Козлова скульптор Павел Иванович Бондаренко (в соавторстве с архитекторами Г.В. Щуко** и С.Я. Туровским). А Николай Васильевич Томский внес свой вклад в восстановление исторической справедливости и воссоздал на месте некогда установленного его учителем скульптором В.В. Козловым памятника В.И. Ленину памятник адмиралу П.С. Нахимову, открытый на прежнем месте в 1959 году.

О дальнейшей трагической судьбе памятника В.И. Ленину работы В.В. Козлова в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о попытках севастопольцев возродить в городе утраченный шедевр, об открытии нового памятника В.И. Ленину, ставшего, как и его предшественник, одним из лучших образцов советского монументального искусства, подробно рассказывает новая электронная выставка Архива города Севастополя «И каждый памятник нам дорог», с которой можно ознакомиться на сайте Архива. Среди представленных документов, несомненно, вызовут интерес историков и краеведов уникальные фотографии горельефов и барельефов постамента памятника В.И. Ленину, созданные в 1930 – 1932 гг. В.В. Козловым, письмо вдовы скульптора А.С. Томашевич в Севастополь по вопросам восстановления памятника в 1950-е гг., детальное описание памятника и другие архивные документы.

С этой, одной из ярких и мало известных страниц истории Севастополя 1930-х гг., неразрывно связано имя выдающегося советского скульптора Василия Козлова.

Многие творческие планы и замыслы ему не удалось довести до завершения. Василий Васильевич Козлов умер в 1940 году, в расцвете творческих сил, был похоронен в Ленинграде на Литературных мостках – мемориальном кладбище, где были захоронены выдающиеся деятели отечественной науки и культуры, в том числе и его близкий друг, верный товарищ в жизни и творчестве Леопольд Августович Дитрих (в 1954 году рядом с могилой В.В. Козлова).

Но сохранились творения выдающегося скульптора во многих городах бывшей Российской империи, бывшего Советского Союза – на главных площадях и улицах, на фасадах величественных зданий, в музейных собраниях и частных коллекциях. И каждая из них, по словам профессора С.К. Исакова, несет на себе печать «… вдумчивого, любовного отношения к натуре со стороны художника-реалиста, ищущего жизненной правды и простого выдержанного пластического оформления…».

М.Г. Соловьева,
главный архивист

Примечания:
*Любовь Яковлевна Латт – искусствовед, свыше 40 лет (с 1947 года) научный сотрудник Государственного Эрмитажа, член Союза художников СССР (с 1957 года). Ее работы, посвященные, в основном, скульптуре, публиковались в журналах «Искусство», «Нева», «Театр», изданиях Русского музея и Союза художников СССР. С 1988 года жила в Израиле, где умерла в 2005 году.

**Георгий (Юрий) Владимирович Щуко – выдающийся русский советский архитектор, старший сын архитектора Владимира Алексеевича Щуко, работавшего с В.В. Козловым над памятником В.И. Ленину у здания Смольного института в Ленинграде в 1927 году.