О работе А.С. Попова на Черноморском флоте и в Севастополе

      В рамках празднования Всемирного дня радио предлагаем вам ознакомиться со статьей председателя Исторической комиссии при Президиуме Всесоюзного научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. А.С. Попова профессора Игоря Васильевича Бренёва, находящейся на хранении в ГКУ «Архив города Севастополя» (Орфография и пунктуация автора сохранены).

О работах А.С. Попова на Черноморском флоте и в Севастополе

      После изобретения электрической связи без проводов в 1895 г. А.С. Попов дважды лично участвовал в проведении опытов на Черноморском флоте по ее усовершенствованию в практических условиях флота. Первый раз это было в 1899, второй раз – в 1901 г. Каждый раз проведение им работы вносили существенный вклад в дальнейшее развитие этого нового виды связи.
       Опыты 1899 г. имели своей задачей впервые проверить возможность использования беспроводной связи на соединении боевых кораблей в реальных условиях их совместных действий.
       В докладной записке, поданной А.С. Поповым по этому поводу главному инспектору минного дела 23 января 1899 г. говорилось, что «самый порядок введения приборов на судах может быть какой угодно, но более удобно были бы испытания на однородной по составу черноморской эскадре (ЦГА ВМВ, фонд МТК, д. 53, 1898-1902 гг, ч. 1. лл. 31-33, подлинник).
       Предложение это было поддержано Морским техническим комитетом, и его председатель в своем докладе Управляющему морским имуществом 2 марта 1899 писал: В настоящее время вопрос о телеграфировании между судами можно считать окончательно решенным в положительном смысле, и Морской технический комитет испрашивает разрешения Вашего превосходительства на дальнейшее применение такого сигналопроизводства, установив его на двух судах практической эскадры Черноморского флота и на одном миноносце, снабдив последний приспособлениями для пускания змеев, с целью увеличить дальность посылки депеш… Для установления этого дела на судах потребуется особо назначить в Черноморском флоте минного офицера и  8 мирных чинов, установку же приборов и наблюдение за их работой необходимо поручить преподавателю Минного офицерского класса Попову, на счет которого отпустить теперь же требуемые 13500 руб. авансом, с назначением его членом судовой комиссии, которой будет поручено производство опытов на судах ( ЦГА ВМВ фонд МТК, д. 53, 1898-1902 гг, ч. 1, лл. 38-39, подлинник).
       Опыты на кораблях проводились с 24 августа по 3 сентября 1899 г. Аппаратура для беспрерывной связи была установлена на броненосцах «Георгий Победоносец» (А.С. Попов), «Три святителя» (П.Н. Рыбкин) и минном крейсере «Капитан Сакен» (лейтенант Е.В. Колбасьев). Эти корабли в составе эскадры участвовали в маневрах флота, совершали эволюции, проводили стрельбы. Указанные учения проводили в районе Кача (высадка десанта), Севастополь, Балаклавская бухта, Ялта, Феодосия. Во время переходов и учений проверяли различные места расположения на корабле приборов беспроводной связи, проводились использования антенн различной конфигурации при разных высотах их подвеса и способов ввода в помещения, где размещалась аппаратура, а также изучалось влияние расположения проводов антенны относительно корабельного такелажа. Во время этих опытов применялись приборы, изготовленные фирмой Э. Дюкрете и мастерской братьев Колбасьевых в Кронштадте. Прием телеграмм производился путем записи их на ленту аппарата Морзе или непосредственно на слух (на телефон). Уверенная связь между кораблями поддерживалась на расстояниях, в отдельных случаях, достигавших до 14 миль. Попытка связаться с минным крейсером «Капитан Сакен» в момент нахождения его в Балаклавской бухте, окруженной довольно высокими горами, успеха не имела, что физически объяснимо. В целом результаты опытов комиссией были оценены положительно. И на самом деле они были весьма удачны если к тому же принимать во внимание наличие сильных атмосферных помех для этого времени года в районе Черного моря. Акт был подписан членами комиссии и участниками испытаний. Среди подписавших его значатся фамилии А.С. Попова и П.Н. Рыбкина (ЦГА ВМВ, фонд МТК, д 53, 1898-1902 гг, г.1., лл. 60-64, подлинник).
       Зимой 1899/1900 г. в связи с аварией броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», А.С. Попов, как известно, была осуществлена стационарная линия беспроводной связи между островами Гогланд и Кутсало на Балтийском море протяженностью в 25,5 миль. Линия бесперебойно работала в течении 84 дней и с ее помощью было передано 440 телеграмм.
       Черноморские опыты А.С. Попова 1899 г. и отличная работа беспроводной линии Гогланд-Кутсало окончательно определили судьбу беспроводного телеграфа – в марте 1900 он был официально утвержден в качестве штатного средства связи флота. Это было крупнейшим достижением своего времени. И, как мы видим, значительная доля этого успеха определилась опытами А.С. Попова, проведенными на Черноморском флоте.
       Вместе с тем принятое решение не исключало необходимость дальнейшего совершенствования нового средства связи. В 1901 г. мы снова видим А.С. Попова в Севастополе, прибывшим снова чтобы руководить установкой отправленных на Черноморский флот 7 станций беспроводного телеграфа, учить личный состав использованию ими, и главным образом, чтобы проводить технические усовершенствования, внесенные им в приемно-передающие устройства.
       О необходимости отправки на Черноморский флот станций беспроводного телеграфа А.С. Попов докладывал главному инспектору минного дела 30 января 1901 г. В его докладной записке сказано «… для Черного моря предназначалось мной всего 7 станций, из них 5 желательно установить на судах Практической эскадры: броненосцах «Ростислав», «Екатерина» «Двенадцать апостолов», «Георгий Победоносец» и на минном крейсере «Капитан Сакен», а две станции употребить, сообразуясь с местными требованиями, на берегу или других судах Черноморского флота (ЦМС, д. 1, «А.С. Попов», л. 11, автограф).
       Об организации занятий с офицерами в Севастополе главный инспектор минного дела в феврале 1901 г. просил Главный морской штаб дать соответствующее распоряжение. Вот, что сказано в сохранившейся по этому поводу переписке: «В донесении своем от 30 января с.г. преподаватель Минного офицерского класса коллежский советник Попов сообщает, что для ознакомления минных офицеров Черноморского флота с телеграфированием с помощью беспроводного телеграфа было бы желательно устроить занятия с ними в Севастополе, что не представляет никаких затруднений, так как Попов весной настоящего года после окончания занятий в Минном офицерском классе будет в Севастополе… Уведомляя об этом, Морской технический комитет просит распоряжения Главного морского штаба об организации в городе Севастополе ко времени приезда г. Попова состава офицеров, предназначенных для обучения телеграфированию без проводов (ЦГА ВМВ, фонд МТК, д. 53, 1893-1902 гг. ч.1, лл. 281-282, отпуск).
       А.С. Попов выехал из Петербурга в Севастополь где-то в начале мая 1901 г. ибо на приглашение прибыть в Морской технический комитет, датированное 12 мая он уже не ответил, что вызвало посылку 28 мая 1901 г. телеграммы в Севастополь в адрес главного минера с запросом, когда можно ожидать возвращения Попова в Петербург. На эту телеграмму, в тот же день из Севастополя ответил сам А.С. Попов: «Предполагал остаться на эскадре для обслуживания и опытов более месяца, если необходимо, могу временно приехать в середине июня. Попов».
       На самом деле А.С. Попов вернулся в Петербург только к 1 сентября 1901 г. Черноморский же флот он покинул в Новороссийске 21 августа, пробыв остальное время в Ростове на Дону в связи с устройством … линии беспроводного телеграфа в гирлах Дона. В каком месте проводил А.С. Попов занятия с минными офицерами в Севастополе пока установить не удалось. Но с достаточным основанием можно предположить, что в одном из зданий Минного адмиралтейства, находившегося у Минной пристани в Южной бухте.
       Вход на территорию этого адмиралтейства и к Минной пристани до Великой Отечественной войны существовал через ворота Минной башни, которая была на нынешней улице Ленина рядом со зданием современного музея Черноморского флота. Теперь этой башни нет.
       В начале июля 1901 г. А.С. Попов был в Одессе и проводил опыты по связи между находившимися в одесской гавани броненосцем «Ростислав» и маяком на острове Тендра. Расстояние между Одессой и Тендрой – 60 км. Опыты прошли успешно. Как писала газета «Одесские новости» от 9 июля 1901 г., №5346 с.3 «Стоило только подать первые сигналы с «Ростислава» на Тендру по воздушному пространству, как немедленно оттуда таким же путем получались извещения. С Тендры на броненосец были переданы различные сообщения об эскадре, которая там находилась, погоде, состоянии моря и проч.». Краткая информация об этих же опытах была напечатана также в журнале «Электротехнический вестник» 1901, июль, №13, с 295.
       Что касается проверки внесенных в 1901 г. А.С. Поповым усовершенствований в передающую и приемную аппаратуру, то соответствующие испытания были проведены с 19 по 21 августа 1901 г. на броненосцах «Георгий Победоносец» и «Синоп» при следовании их в составе эскадры из Севастополя в Новороссийск.
       Испытываемые усовершенствования заключались в применении в передающих и приемных устройствах «сложных схем» т.е. таких схем, где разрядник в передатчике и когерер в приемнике выносились из антенны в отдельный контур, индуктивно связанный с ней. Этот способ повышал резонансные свойства аппаратуры, что существенно снижало взаимные помехи между одновременно действующими в одном и том же районе линиями беспроводной связи, увеличивало излучаемую мощность передатчиков при тех же источниках питания и увеличивало чувствительность приемников. Все это, взятое вместе, существенно повышало дальность связи при тех же исходных энергетических ресурсах. Предельная дальность беспроводной связи определялась приемом сообщений путем записи их на ленту аппарата Морзе, а также путем приема на слух (на ушные телеграфы). В первом случае они достигали 25 миль, во втором 60-70 миль.
       Результаты исследования новых схем зафиксировали в отчете А.С. Попова «Об опытах телеграфирования без проводов во время следования практической эскадры Черного моря из Севастополя в Новороссийск 19 и 20 августа 1901 г (ЦГА ВМВ, фонд МТК, д.53, 1898-1902 гг, ч.2 л. 13,15, копия). Ниже приводятся некоторые выдержки из указанного отчета.
       – В час ночи, 20 августа, когда на броненосце «Георгий Победоносец» снова установился прием телеграмм на телеграфный аппарат, было решено во второй раз удаляться от эскадры. <…> Прием на телеграфную ленту не прекращался до 3 часов ночи. Последняя правильная телеграмма на ленту на броненосце «Георгий Победоносец» была получена в 3 часа на расстоянии 25 миль. Дальше обмен телеграмм производился по телефонному приемнику до половины седьмого утра 20 августа, когда с броненосца «Синоп» было получено приказание приближаться к эскадре».
       – В 11 часов утра 20 августа броненосец «Георгий Победоносец» получил приказание удаляться до прекращения возможности переговоров. <…> В 3 часа дня 20 августа эскадра подошла к Новороссийску и расположилась на его рейде. В это время броненосец «Георгий Победоносец» находился на расстоянии 50 миль, и на нем было заметно, что прием телеграмм на телефон стал ухудшаться. <…> К 5 часам условия для передачи снова делаются благоприятными, и телеграммы стали получаться на этом расстоянии около 60 миль гораздо отчетливее. При дальнейшем увеличении расстояния взаимное расположение судов приблизительно оставалось одинаковым, и поэтому ослабление в передаче телеграмм, которое стало образовываться в это время, нужно приписать только одному: очевидно броненосец стал приближаться к приемному расстоянию. В 6 часов вечера на расстоянии 70 миль в телеграммах стали становиться неясными приемные слова, а к 7 часам, когда расстояние увеличилось еще на 10 миль, передача еще более ухудшилась. Некоторые слова и буквы получались отчетливо, но связать их вместе и понять смысл телеграмм было трудно.
       Таким образом, расстояние 80 миль нужно считать предельным для испытуемых станций. <…> в 3 часа 40 минут ночи 21 августа, когда броненосец бросил якорь на Новороссийском рейде, опыты были закончены».
Подводя итог проведенным на Черноморском флоте опытам в 1899 и 1901 гг по совершенствованию электрической связи без проводов следует отметить, что:
       – во-первых…впервые этот вид связи был испытан в условиях ее использования на боевых кораблях при совместных их действиях в масштабе целой эскадры, причем были определены технические требования и установка соответствующей аппаратуры на кораблях этого назначения (1899 г);
       – во-вторых, результаты опытов на Черноморском флоте в 1899 г. и бесперебойная работа линии беспроводной связи между островами Гогланд и Кутсало на Балтийском море в 1900 г. определяли решение Управляющего Морским министерством принять на флот беспроводной телеграф в качестве штатного средства связи (1900 г);
       – в-третьих, на кораблях Черноморского флота также впервые в практических условиях была испытана разработанная А.С. Поповым «сложная схема» передатчиков и приемников, послужившая прообразом создания в дальнейшем многоконтурных схем радиоаппаратуры, используемых в различных вариантах, вплоть до наших дней (1901 г);
       – в-четвертых, использование указанной выше, в то время совершенно новой аппаратуры открыло возможность в одном и том же районе применять независимо друг от друга несколько линий беспроводной связи и резко подняло протяженность этих линий, что имело большое тактическое значение (1901 г);
       – в-пятых, уверенное действие электрической связи без проводов на расстояниях, в 3-4 раза превосходящих (для телефонного приема) дальности геометрической видимости относительно верхних точек подвеса передающей и принимающей аппаратуры на корабельных мачтах, являлось большим научным достижением, подтверждавшим загоризонтное прохождение электромагнитных волн, вопреки ранее существовавшей концепции об их лишь прямолинейном распространении (1901 г);
       – в-шестых, проведение А.С. Поповым учебных занятий с личным составом Черноморского флота в Севастополе приобщало к новой технике и способствовало скорейшему внедрению электрической связи без проводов на флот.
       Столь важные события, связанные с крупными достижениями в области электрической связи без проводов в период ее становления и первоначального развития при непосредственном участии А.С. Попова и личного состава Черноморского флота, должно найти достойное увековечение как в летописи флота, так и г. Севастополя в виде установки в городе скульптурного портрета изобретателя радио, присвоения его имени одной их севастопольских улиц, возможно, и одному из севастопольских учебных заведений, а также установки мемориальных досок или памятных знаков в местах, связанных с указанными выше событиями.

Профессор /И.В. Бренев/
Председатель комиссии по истории радиотехники, электроники и связи при Президиуме ЦП НТОРЭС им. А.С. Попова 

Кандидат технических наук  /Е.Г. Кьяндская/
Зав музеем А.С. Попова при ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина) 

 «        » сентябрь 1977 г.
Г. Ленинград