Наперекор стихии

95 лет назад, в 1927 году, на территории Крыма и Севастополя произошло несколько мощных землетрясений различной магнитуды. Наиболее сильные толчки (5-8 баллов по десятибалльной шкале Росси-Фореля) произошли 26 июня, 12 и 24 сентября, более слабые наблюдались и позже, вплоть до конца 1927 года.

В научно-исследовательской литературе достаточно широко освещены крымские землетрясения 1927 года, описаны сопровождавшие их природные явления. Самые мощные толчки в череде крымских землетрясений 1927 года были зафиксированы в ночь с 11 на 12 сентября, в 24 часа 17 минут. Несколько эпицентров располагались в Черном море, по линии вдоль Южного берега Крыма от Алушты до Балаклавы. Сила толчков составляла 8 баллов. Между мысом Лукулл и Севастополем в 48 км от берега на глубине около 200 метров произошел мощный выброс сероводорода, который сопровождался «вскипанием моря», появлением огненного столба высотой 500 м и шириной до 3 км. В Севастополе и Балаклаве различные повреждения получили жилые здания, постройки промышленного, социально-культурного назначения, памятники истории и культуры – всего до 1200 строений. Без крова остались сотни жителей города, один человек погиб, около 400 человек получили ранения и травмы. Общая сумма ущерба составила от 8 000 000 до 9 000 000 рублей. На ликвидацию последствий землетрясения, в фонд помощи пострадавшим от стихии централизовано были перечислены значительные средства: Советом народных комиссаров РСФСР 100 000 рублей, Комитетом помощи Крыму при Всеукраинском центральном исполнительном комитете – 300 000 рублей, Центральным исполнительным комитетом Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и военморских депутатов Крымской АССР (далее – КрымЦИК) – 8 000 рублей. Госбанк СССР предоставил для Крымской АССР кредиты на сумму 300 000 рублей. Ввиду нехватки этих средств дополнительно изыскали и собрали по Крымской АССР 200 000 рублей, по РСФСР – 300 000 рублей. (Энциклопедический справочник. 2007. С. 321)

По архивным документам можно проследить основные направления деятельности органов власти в Севастополе, принятые ими меры, направленные на нормализацию общей обстановки в городе, скорейшую и оперативную ликвидацию сокрушительных последствий природной стихии.

12 сентября 1927 года на внеочередном объединенном заседании Исполкома и Президиума Севастопольского городского Совета была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации последствий землетрясения. В подготовленном уже к утру 12 сентября бюллетене газеты «Маяк Коммуны» Севастопольский городской Совет оперативно проинформировал севастопольцев о том, что «…приняты меры к бесперебойному снабжению города водой и светом, обеспечена своевременная подача медицинской помощи, пожарная охрана начеку. Жизнь города протекает нормально, предприятия и учреждения приступили к работе, транспорт и связь в порядке». (Гридасова М. Землетрясение века / Севастопольская газета. 2010. 13 сентября)

Одновременно при Севастопольском горсовете начала работу Комиссия по выявлению действительных размеров убытков и разрушений и принятия последующих мер в связи с происшедшим землетрясением. На первом заседании 12 сентября комиссия приняла решение «для выявления размеров разрушений и убытков, создать Техническую Комиссию под председательством Райинжа (районный инженер – прим. автора) тов. Новоуспенского и членов – инженера Коммунхоза – Врангеля и техника Горжилсовета Зеленского». Члены техкомиссии в кратчайшие сроки должны были произвести «предварительную общую регистрацию разрушений», затем провести обследование в первую очередь «тех зданий, которые находятся в угрожающем состоянии в целях принятия мер общественной безопасности». В последующем комиссия в ходе подборки материалов по оценке общего ущерба и повреждений должна была составлять сметы, акты оценки разрушений, фотографировать повреждения и т.д. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 916. Л. 105.) О первых результатах работы комиссии, в частности на территории сельских Советов, относящихся к Севастополю, районный инженер Новоуспенский доложил уже в середине октября 1927 года. В представленном им предварительном расчете стоимость ремонтных работ осмотренных общественных зданий и 55 частновладельческих построек оценивалась в размере 93 828 рублей. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 915. Л. 8.) 20 октября 1927 года инженер Врангель на техническом совещании выступил с докладом, в котором проанализировал основные типы построек в Севастополе и районе, характерные для них общие закономерности повреждений и разрушений, зависимость этих повреждений от вида почв и грунтов, наличия грунтовых вод, от применяемых при их строительстве местных материалов. Спустя 23 года, когда вся страна поднимала из руин и пепла разрушенный до основания в годы Великой Отечественной войны Севастополь, Михаил Александрович Врангель направил на имя Председателя Комитета по строительству г. Севастополя при Совете Министров СССР свои предложения по восстановлению Севастополя, где в одном из пунктов настоятельно просил: «принять меры, чтобы найти все материалы бригады … по … сейсмологии города – мою работу (она уже принесла пользу и я полагаю, что принесла бы и теперь пользу, т.к. в ней мною определен характер разрушений зданий, построенных из разных материалов и на разных растворах, зафиксированы все места в городе наиболее подверженные разрушениям и определены причины этого; там же мной описаны «забытые» землетрясения, которые г. Севастополь испытывал и до 13 сентября 1927 г.». Предложения М.А. Врангеля, его исследования, сделанные в период ликвидации последствий землетрясения 1927 года, работы в технической комиссии, были учтены и при проектировании объектов, вновь возводимых в Севастополе в 1950-х годах: обязательно предусматривались антисейсмические пояса, усиленная арматура дверных проемов, лестничных пролетов, балочных перекрытий и т.д.

Но продолжим рассказ о ликвидации в Севастополе последствий землетрясения 12 сентября 1927 года. При Севастопольском горсовете одновременно с уже названными комиссиями была создана и особая комиссия, которая подчинялась непосредственно распоряжениям Правительственной комиссии при КрымЦИК по оказанию помощи и ликвидации последствий землетрясения – Севастопольская Районная Тройка по оказанию помощи пострадавшим от землетрясения и по борьбе с последствиями землетрясения. Эта комиссия выполняла роль координатора работы всех временных комиссий, созданных на период ликвидации последствий землетрясения, связующего звена между Севастопольским горсоветом и Правительственной комиссией КрымЦИК. В документах 1927-1928 гг. эта комиссия, чащ всего, упоминается как «Севастопольская тройка», «тройка».  

27 сентября 1927 года на заседании тройки было принято решение «затребовать по телеграфу от Крымской правительственной комиссии 100.000 р. на ремонт больниц, школ и других общественных организаций». (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 11.) Одновременно в Севастополе приступили к составлению так называемых «дефектных ведомостей» – списков разрушенных зданий, для чего решили привлечь «к работе свободные технические силы /безработные/». (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 11.) Работа техников «по осмотру зданий, разрушенных и поврежденных землетрясением», оплачивалась в размере 70 копеек за каждый осмотренный дом. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 53.).

Нехватка специалистов-техников для обследования объектов, составления актов об объеме и характере повреждений, оценке стоимости восстановительных работ резко тормозила процесс составления списков поврежденных объектов, формирования очередности их восстановления, планирования финансирования работ по преодолению последствий землетрясения. В документах фонда «Севастопольский районный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и краснофлотских депутатов» имеется много повторных заявок от организаций, учреждений и частных лиц с требованием прислать техника для обследования строений, составления акта о характере повреждений и необходимых ремонтно-восстановительных работах. При этом в первую очередь обследованию и восстановлению подлежали жилые помещения, здания промышленного, производственного назначения. Памятники истории и культуры, постройки культурно-развлекательного назначения вносились в перечень объектов, подлежащих восстановлению во вторую очередь. Так, Управление Военно-Исторического Музея еще 21 октября 1927 года направило в Комиссию по обследованию повреждений от землетрясения заявку на проведение обследования беседки на памятном месте 1-го бастиона (в районе Килен-бухты), «которая от землетрясения получила трещины и грозит обрушением на Ж.д. путь, при повторных толчках». Спустя 3 месяца, 8 февраля 1928 года, Управление Музея сообщало районному инженеру при Севастопольском райисполкоме о том, что начальник 8-го участка Южной железной дороги требует предоставить сведения «об необходимости производства ремонта указанной беседки или о разборке ее совсем», что без обследования специалистом, подтвержденного актом, осуществить было невозможно. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 938. Л. 52.).

В первые часы после землетрясения 12 сентября в Севастополе была сформирована и комиссия по обеспечению жильем граждан, оставшихся без крова. Первые итоги ее работы подвели на заседании тройки уже 4 октября 1927 года. В протоколе отмечалось, что за неполные 4 недели в городе были «мобилизованы» все сохранившиеся здания, учреждения переведены в торговые помещения, вступил в силу строжайших запрет их самовольного расширения за счет жилой площади, проводилась массовая проверка по выявлению «скрытой жилой площади». Всего в распоряжении комиссии для размещения потерявших кров на 4 октября было 20 торговых помещений на 200 человек, 20 палаток на 80 человек, 6 гостиничных номеров, 182 комнаты на 520 человек. Всего по направлению комиссии за отчетный период было размещено 518 человек. При этом отмечалось, что в адрес комиссии по ликвидации последствий землетрясения за отчетный период поступило 456 заявлений на получение квартиры, из них 62 – от военных, 8 – от демобилизованных, 28 – от беженцев с Южного берега Крыма. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 12.) При рассмотрении заявлений о предоставлении жилья в первую очередь удовлетворялись заявления граждан, потерявших жилплощадь вследствие землетрясения, демобилизованных из рядов Красной армии и флота, командированных в Севастополь на службу, а также лиц, выселенных из их квартир по суду, вследствие перемещения туда организаций и учреждений. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 53.).  Все решения о предоставлении жилья в обязательном порядке публиковались в газете «Маяк Коммуны», срок закрытия принятия заявлений на предоставление жилья, ввиду непрекращающихся обращений граждан, чрезвычайная комиссия неоднократно переносила на более поздний период: до 5 октября, до 5 ноября и так далее. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 21.).

На заседании 4 октября также было отмечено, что из 100 проверенных заявлений «обоснованными для удовлетворения оказалось только 70». (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 12.).

В документах фонда встречаются указания на такие причины отказа в удовлетворении заявлений о выделении жилья, как предоставление недостоверных сведений о степени повреждений жилых помещений, о состоянии здоровья пострадавших или принадлежность к социальной группе лиц, «использующих наемный труд» или получающих доходы от «непролетарской» деятельности. Так, например, гражданину Ускову, участнику Гражданской войны, чья комната пострадала и была не пригодна для проживания, предъявившему дополнительно и «справку от врача по нервным болезням» Нильсена, был выдан ордер на получение другой квартиры. Однако правление ЖАКТа (Жилищное арендное кооперативное товарищество – прим. автора) отказало обладателю ордера в праве на вселение в предоставленную квартиру на том основании, что «он – торговец /что подтвердилось/», проинформировало об этом чрезвычайную комиссию по ликвидации последствий землетрясения, после чего при повторном рассмотрении его заявления комиссия приняла решение: «Гр-ну Ускову в квартире отказать». (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 15.) С другой стороны, когда в адрес тройки обратился Заводской комитет (Севморзавода) с просьбой оказать помощь рабочим, желающим выехать из Крыма в связи с землетрясением, им также было отказано на том основании, что «потерявшим квартиры будут предоставлены другие жилища». (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 11.)

22 октября 1927 года Севастопольская тройка, обсуждая порядок «рассмотрения заявлений и отпуска средств на восстановление разрушенных домов рабочих, служащих, беднейшего населения и беднейшего крестьянства», постановила: «Преимущество оказывать рабочим, служащим и кустарям. Помощь оказывать также и городской бедноте. В деревнях – батрацким и бедняцким хозяйствам и в особых случаях – середняцким, когда нет возможности получать льготный кредит» (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 16.).

Значительным бременем на плечи городского бюджета в этот период легла и необходимость оказания помощи беженцам из населенных пунктов Южного берега Крыма. В протоколах неоднократно указывается факт «значительного наплыва беженцев с Южного берега Крыма, в большинстве своем обремененных детьми» и как следствие, требования Севастопольской тройки в адрес Крымской Правительственной комиссии «доассигновать из резервного фонда» в их распоряжение дополнительные средства на оказание помощи иногородним беженцам.

Для «упрощения системы передачи ассигнованных на восстановление крестьянских хозяйств средств» был введен порядок передачи крестьянам долговременных ссуд (для середняков) и единовременных безвозвратных пособий (для бедняков) через председателей сельскохозяйственных кредитных товариществ, которые должны были «раздавать эти деньги всем крестьянам по деревням, охваченным кредитными товариществами» по утвержденному Севастопольским горсоветом списку.  (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 103.).

С целью установления контроля над целевым расходованием средств на восстановление пострадавших в результате землетрясения жилых помещений в сельской местности при Управлении коммунального хозяйства Крыма (далее Крымкоммунхоз) был создан штат техников-инструкторов по восстановлению жилых крестьянских помещений. В их обязанность входило на основании заявок производить осмотр поврежденных помещений, оценивать объем ущерба, стоимость восстановительных работ, проводить инструктаж владельцев строений об обязательных антисейсмических мерах в процессе восстановления жилых помещений, контролировать их исполнение, а также окончательно оценивать проведенные восстановительные работы на выделенные государством средства. Для оплаты работы техников-инструкторов в смету закладывалась сумма 201 руб. 10 коп. на человека в месяц, включая «суточные (30 рублей), разъездные (20 рублей), квартирные (15 рублей), почтово-канцелярские (2 рубля) расходы, отчисления в Страхкассу (12 руб.                  90 коп.) и в Союз (1 руб. 20 коп.)». С апреля 1928 года распоряжением Крымкоммунхоза взамен компенсации этих расходов техника-инструктора вводилась твердая ставка оклада в размере 120 рублей. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 938. Л. 22.)

Так как поступающих централизовано средств на ликвидацию всех последствий землетрясения катастрофически не хватало, в Крыму и в Севастополе были приняты меры по изысканию дополнительных ресурсов финансирования на местах. Постановлением № 5, принятым еще 16 сентября 1927 года, Правительственная комиссия КрымЦИКа распорядилась всем райисполкомам и горсоветам Крыма ввести надбавки на государственные услуги с перечислением средств, собранных от их отчисления, в фонд по борьбе с последствиями землетрясения. Распоряжением от 22 сентября 1927 года КрымЦИК определил, что «все средства, поступающие на указанную цель, как то: пожертвования и установленные… сборы-надбавки считаются централизованными, а потому предлагается… все подобные суммы поступающие в ваше распоряжение ежедневно переводить в                                  г. Симферополь Крым. Коммунбанку для зачисления их на текущий счет Комиссии … Указанные средства ни в коем случае не могут быть расходуемы Райисполкомами и целиком должны поступать в распоряжение Правительственной комиссии при КрымЦИКе на вышеуказанный текущий счет» (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 5.).

В Севастопольском отделении Коммунального банка был открыт счет № 159 Чрезвычайной комиссии по борьбе с последствиями землетрясения при Севастопольском райисполкоме, на который производились зачисления всех собранных средств.

На основании постановления КрымЦИК № 5 от 16 сентября 1927 года в Севастополе была введена надбавка на билеты для входа в места публичных зрелищ и увеселений, которую Чрезвычайная комиссия при Севастопольском райисполкоме по ликвидации последствий землетрясения просила финотдел взимать «одновременно со взиманием местного налога и надбавки в пользу РОКК (Российское Общество Красного Креста – прим. автора), не допуская никаких изъятий и освобождений». Финотдел усилил контроль «в местах публичных зрелищ и увеселений за выполнением ответ. устроителями и администраторами действующих на сей счет Инструкций и Правил». (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 7.)

За период с 20 по 28 сентября 1927 года театрально-художественным объединением Севастополя, за счет отчисления установленных надбавок на билеты, было собрано и перечислено 1 404 руб. 80 коп. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 10.)

Однако без «изъятий и освобождений» от исполнения общего требования не обошлось. Уже 27 сентября Управление театрально-художественного объединения Севастополя обратилось с просьбой театральный билет стоимостью от 15 копеек облагать налогом в сумме не 10 копеек, а только 5. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 14об.). Администрация кинотеатра «Молот» ходатайствовала перед тройкой «об освобождении от сборов на землетрясение экрана рабочего кинотеатра «Молот» на Корабельной стороне». Комиссия, учитывая, что данный кинотеатр «находится в рабочем районе и обслуживает исключительно рабочих, по сравнительно низким ценам на билеты», сочла возможным «приравнять экран «Молота» к экрану рабочих клубов и ходатайствовать перед КрымЦИК об освобождении этого учреждения от дополнительных сборов.  (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 14об.) При этом при обсуждении постановления Балаклавского горисполкома «об освобождении от сбора по трамваю лиц, пострадавших от землетрясения» постановили: «Отклонить». (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 21.), а надбавку на игры в казино в пользу пострадавших от землетрясения ввели только с 25 октября. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 20.)

3 апреля 1928 года Президиум Севастопольского городского Совета сформировал Комиссию по проверке правильности взимания сборов в пользу пострадавших от землетрясения в составе 3 человек, которой было поручено «произвести проверку приема и сдачи денежных сумм, поступивших в пользу пострадавших от землетрясения». Было установлено, что за период с 20 сентября 1927 года по 18 апреля 1928 года общая сумма поступлений составила 50 127 рублей 65 копеек. Из них «львиную» долю составили сборы от «зрелищных предприятий» (26 054 руб. 94 коп.) и от надбавки к трамвайным и автомобильным билетам (20 013 руб. 24 коп.). (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 1072. Л. 5.) В докладе об итогах проверки указывалось, что в опубликованном в средствах массовой информации постановлении КрымЦИК № 5 от 16 сентября 1927 года, на основании которого и строилась вся работа по установлению дополнительного сбора, было «недостаточно ясно изложено с кого, за что, сколько и кем взимать», не была «опубликована форма отчетности с обязательством применения ее для всех принимающих участие в этом общественном деле». Четкие инструкции и единые правила по установлению дополнительных сборов, формированию подписных листов, перечень организаций и учреждений, подлежащих обложению, организаций, в чью обязанность вменялся контроль над исполнением данного постановления, Правительственная комиссия в регионы так и не передала. В результате отсутствие единой системы требований к установлению надбавки, учету их поступлений, порядку перечисления собранных средств на расчетный счет № 159 привело к многочисленным нарушениям и злоупотреблениям как в порядке установления и взимания надбавок, так и в расходовании полученных дополнительных средств на ликвидацию последствий землетрясения. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 1072. Л. 5-7.) 

Для централизованной организации сбора и учета пожертвований от организаций и частных лиц при КрымЦИК была сформирована особая правительственная комиссия по изысканию средств помощи пострадавшим от землетрясения, в задачу которой входило установление связей с созданными во многих крупных промышленных центрах страны комиссиями помощи пострадавших от землетрясения в Крыму, организация совместных мероприятий, распространение в средствах массовой информации сведений о масштабах разрушений, о потребности отдельных населенных пунктов Крыма в строительных материалах, оборудовании, денежной помощи, сводок о ходе ликвидации последствий землетрясения в Крыму и т.д.  Так, 8 февраля 1928 года Ленинградская комиссия помощи пострадавшим от землетрясения в Крыму обратилась в Севастопольский окружной исполком с просьбой для организуемой в конце февраля 1928 года в Манеже Аничкова дворца выставки, «чистый сбор от которой поступит в фонд помощи», предоставить чертежи, эскизы антисейсмического строительства в Севастополе, план города, фотографии разрушенных зданий и прочее. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 938. Л. 38.)

Редакция газеты «Маяк Коммуны», выполняя поручение усилить информирование «Центра и печати, как Центральной, так и автономных Республик и губернских», постоянно размещала публикации о ходе ликвидации последствий землетрясения в Севастополе, о масштабах разрушений, значительных, но недостаточных, объемах государственного финансирования, необходимости добровольных пожертвований, направляла в средства массовой информации других регионов страны бюллетени с призывом оказывать посильную помощь в ликвидации последствий землетрясения и оказания помощи пострадавшим. (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 20.)

Кроме сведений о масштабах разрушений, о мерах, предпринятых для скорейшей ликвидации последствий землетрясения в архивных документах имеются и многочисленные свидетельства о настроениях среди жителей Севастополя, об общем эмоциональном фоне в обществе. Известно, что в первые часы после сокрушительных подземных толчков многих жителей Севастополя охватили панические настроения. В архивных документах упоминаются многочисленные факты травм и увечий, полученных в результате падения из окон и с балконов. В последующие дни многие жители, опасаясь входить в свои поврежденные дома и квартиры, ночевали под охраной патрулей на Приморском и Историческом бульварах, в скверах, во дворах домов, на открытых площадках. (Энциклопедический справочник. 2007. С. 321) В сентябре, начале октября 1927 года наблюдался отток населения из города: опасаясь повторения подземных толчков люди уезжали из Севастополя и Крыма на материковую часть страны.      

Жители Севастополя во дворе дома № 12 по ул. Ленина
во время подземных толчков 1927 г.
АГС. Ф. Р-778. Оп. 2. Д. 29.  

В протоколах заседаний Севастопольской чрезвычайной комиссии при рассмотрении вопросов о выделении средств на выезд из Севастополя и Крыма в качестве уважительной причины для предоставления помощи принимались не только потеря жилья, полученные травмы, но и «нервные расстройства вследствие землетрясения». (АГС. Ф. Р-420. Оп. 1. Д. 953. Л. 20.).

В этой обстановке, наряду с оказанием помощи в получении новых квартир, выделением безвозвратных сумм (беднякам) и льготных возвратных кредитов (середнякам) на восстановление и ремонт поврежденных жилых помещений, хозяйственных построек, Севастопольским горсоветом была организована массивная агитационно-просветительная кампания среди городского и сельского населения. 12 сентября в бюллетене газеты «Маяк Коммуны» горсовет призвал жителей «на поддаваться панике, не верить дурным слухам и предсказаниям». Одним из самых распространенных мотивов к ожиданию «Апокалипсиса» в отдельно взятом регионе были передаваемые «из уст в уста» рассуждения о скором уходе под воду Крымского полуострова, который по своему геологическому строению был похож на «гриб, стоящий на тонкой ножке» и в результате воздействия дальнейших подземных толчков эта «ножка» непременно должна была «обломаться». (Гридасова М. Землетрясение века / Севастопольская газета. 2010. 13 сентября) В клубах, кинотеатрах, на агитплощадках для проведения разъяснительной работы с целью подавления панических настроений были организованы выступления специалистов по географии, геологии, сейсмологии, которые разъясняли особенности геологического строения Крымского полуострова, причины возникновения землетрясений, историю их повторения на территории Крыма с древних времен  и т.д. Учителей школ 2-й ступени привлекли к проведению «бесед и лекций в населенных пунктах района и на окраинах города на тему Миросоздание и землетрясение».

В результате проведения этого комплекса просветительных мероприятий удалось быстро добиться перелома в изменении настроений населения. Получая материальную помощь и моральную поддержку от центральных органов власти, от организаций и отдельных граждан со всех уголков Советского Союза, приобретая знания о природе землетрясений, получая постоянно информацию о предпринимаемых органами власти мерах, направленных на оперативное устранение последствий землетрясения, жители Севастополя, Балаклавы, сельских районов довольно быстро справились с охватившими их в первые дни паническими настроениями, растерянностью, и активно включились в работу по ликвидации последствий самого мощного за всю историю Крыма и Севастополя землетрясения.

Главный архивист
Отдела информации и использования документов
Государственного казённого учреждения «Архив города Севастополя»
М.Г. Соловьева