Графская пристань

Графская пристань. Вид с причала. 2017 г.
АГС. Фотофонд. Ед. хр. № 2011-эл.

175 лет белая колоннада Графской пристани величаво украшает Город-Герой Севастополь. Расположена пристань на западном берегу Южной бухты рядом с площадью Нахимова и является излюбленным местом для жителей и гостей города. С Графской пристани открывается превосходный вид на живописную Севастопольскую бухту. Формируя морской фасад города, пристань является его своеобразной визитной карточкой и по праву принадлежит к лучшим сооружениям нашего Города-Героя. В Архиве города Севастополя на государственном хранении имеются документы, благодаря которым можно проследить историю, как обычный деревянный шлюпочный причал стал одной из самых важнейших архитектурных доминант центральной части Севастополя.

Графская пристань. Репродукция.
АГС. Фотофонд. Ед. хр. № 0-4354.

В июне 1783 г. под руководством вице-адмирала Ф.А.  Клокачева на месте ныне существующего памятника была возведена одна из первых построек в городе – причал из дерева.
В 1787 г. к приезду Екатерины II пристань благоустроили и официально назвали «Екатерининской». Однако это название не прижилось. Утвердившееся название «Графская» ведет начало от одного из основателей Черноморского флота – графа М.И. Войновича. Он командовал Севастопольской эскадрой в период с 1786 по 1790 гг. и предпочитал садиться в шлюпку у этой пристани.

Графская пристань и гостиница Киста. Репродукция.
АГС. Фотофонд. Ед. хр. № 0-9070.

Уже в 30-е гг. XIX в. возникла необходимость заменить деревянные ступени пристани каменными. М.П. Лазарев, находясь в должности главного командира Черноморского флота и портов, являясь военным губернатором Николаева и Севастополя, направляет рапорт начальнику Главного морского штаба князю А.С. Меншикову о необходимости реконструкции Графской (Екатерининской) пристани в Севастополе. В своем рапорте М.П. Лазарев пишет, о том, что пристань «требует улучшения», а именно построения каменного трапа и «караулки». Ответ последовал незамедлительно. Приняв к сведению все доводы М.П. Лазарева о «худом» положении пристани, А.С. Меншиков дает распоряжение «сделать все зависящее» для улучшения «главной в Севастополе пристани, называемой – Графскою».

Рапорт главного командира Черноморского флота и портов М.П. Лазарева начальнику Главного морского штаба А.С. Меншикову о необходимости реконструкции Графской пристани в Севастополе.
РГА ВМФ. Ф. 205. Оп.1. Д. 1282. Л. 1-1об.
Ответ начальника Главного морского штаба А.С. Меншикова на рапорт
главного командира Черноморского флота и портов М.П. Лазарева
о необходимости реконструкции Графской пристани в Севастополе.
РГА ВМФ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 1282. Л. 2.

В 1837 г. по поручению М.П. Лазарева к разработке проекта Графской пристани приступил инженер-полковник Джон Уптон, живший в Севастополе примерно с 1830 по 1854 гг. В течение года Д. Уптон работал над проектом Графской пристани и в марте 1838 г. работа была завершена.
В фондах Архива города Севастополя имеются копии плана построек у Графской пристани, датируемые 1838 г., автором которых является инженер-полковник Д. Уптон.

Копия плана построек у Графской пристани. 1838 г. Инженер Д. Уптон.
АГС. Ф. Р-308. Оп. 1-Д. Д. 11. Л. 6.

В 1838 г. проект пристани был предоставлен Николаю I и «высочайше утвержден за исключением колоннадной галереи, которая исключается вовсе». Запрещалось строить именно тот портик, который сегодня считается лучшей частью архитектурного ансамбля.
Однако М.П. Лазарев не оставлял попыток завершить ансамбль и продолжал обращаться с просьбами о строительстве колоннады. Был использован даже тот довод, что какой-то извозчик однажды упал в темноте «…с  неогражденной пристани в воду». «Наконец… чертеж Екатерининской пристани в Севастополе с показанием предполагаемой колоннады… был утвержден в октябре 1844 г.».

Копия проекта Графской пристани. 1844 г. Инженер Д. Уптон.
АГС. Ф. Р-308. Оп. 1-Д. Д. 11. Л. 7.

«До 1846 г. на пристани были сооружены лестница с деревянным причалом, домик для команды матросов, обслуживающих плавсредства по  перевозу и два льва из мальтийского песчаника на постаментах». Львы, выполненные из песчаника, со временем пришли в негодность и были заменены мраморными.
«В 1846 г. новая пристань была завершена и стала парадным входом в Севастополь со стороны моря. Белокаменная колоннада, отделяющая лестницу от площади Нахимова, образует главный вход. Центральную часть архитектурно оформленного портика венчает аттик, на котором выбита дата постройки – 1846. Облик всего комплекса отличается простотой и величием, эффект достигнут простыми приемами классической архитектуры и соразмерностью как отдельных деталей, так и входящих в ансамбль элементов».
По обеим сторонам пристани по проекту инженер-капитана Роде построены одноэтажные каменные караульные домики. Они являются неотъемлемой частью архитектурного комплекса Графской пристани. Функционально павильоны предназначались для караульной службы.
Благодаря правильно найденным пропорциям небольшие здания подчеркивают монументальность колоннады – главного входа на пристань. Выполнены павильоны в строгих классических формах из белого инкерманского камня.
В боковых павильонах пропилеев были сделаны 4 ниши (по две на каждом фасаде) для скульптур работы итальянского мастера Фернандо Пеллечио. «Первоначально ниши были окрашены масляной краской вишневого тона, которая оттеняла и подчеркивала красоту мраморных античных фигур». В  настоящее время скульптуры сохранились только на восточном фасаде колоннады.
От колоннады к морю ведет широкая гранитная лестница с парапетами, украшенная мраморными фигурами лежащих львов, выполненными также итальянцем Фернандо Пеллечио.

Графская пристань. 1938 г.
АГС. Фотофонд. Ед. хр. № 0-984.

Немало памятных для города Севастополя событий связано с Графской пристанью.
В период первой обороны Севастополя 1854-1855 гг. с Графской пристани осуществлялось снабжение бастионов снаряжением, боеприпасами и продовольствием, поддерживалась связь защитников города с Северной стороной.
26 августа 1855 г. произошел взрыв двух пришвартованных для разгрузки баркасов с порохом, при котором погибло тридцать два офицера и матроса, а от Графской пристани «…остались одни руины».
За 349 дней героической обороны города 1854-1856 гг. пристань сильно пострадала, но уже через год после окончания Крымской войны она была полностью восстановлена.
Графская пристань помнит о многих событиях из истории Севастополя и Черноморского флота, произошедших за более чем два столетия. На пилонах колоннады в память о самых знаковых событиях, связанных с этим объектом культурного наследия, установлены мемориальные доски.
Первая мемориальная доска напоминает о том, что 22 ноября 1853 г., спустя четыре дня после блестяще выигранного Синопского сражения, на Графскую пристань сошел с боевого корабля адмирал П.С. Нахимов.
С Графской пристанью также связаны многие революционные события. Об этом говорит вторая мемориальная доска. 14 ноября 1905 г. с пристани отбыл на крейсер «Очаков» «мятежный» лейтенант П.П. Шмидт, чтобы принять командование восставшими против царизма кораблями флота. Через 12 лет, в мае 1917 г. севастопольцы здесь же, на этой пристани, принимали останки лейтенанта П.П. Шмидта и его соратников, привезенные с острова Березань на крейсере «Принцесса Мария» для перезахоронения на кладбище Коммунаров. На Графской пристани была отслужена панихида.

Церемония встречи останков руководителей Севастопольского вооруженного восстания 1905 г. лейтенанта П.П. Шмидта, кондуктора С.П. Частника, матросов Н.Г. Антоненко и А.И. Гладкова, доставленных с острова Березань для перезахоронения на кладбище Коммунаров.
Графская пристань. 8 мая 1917 г.
АГС. Фотофонд. Ед. хр. № 0-6146.

Севастополь волею судьбы оказался свидетелем прощания значительной части воинского сословия и русской интеллигенции с родной землей. Это событие отмечено мемориальной доской, установленной на Графской пристани согласно распоряжению Севастопольской городской государственной администрации от 13.11.1995 г. № 301 в честь 75-летия со дня окончания гражданской войны. Надпись на памятной доске гласит: «В память о соотечественниках и кораблях Российского Черноморского флота, вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 г.».
Помнит Графская пристань и трагические годы Великой Отечественной войны. В период обороны города 1941-1942 гг., временной оккупации 1942-1944 гг. и освобождения города в апреле-мае 1944 г., Графская пристань была сильно повреждена прямыми и осколочными попаданиями бомб и  снарядов. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. советский народ проявил беспримерный героизм в борьбе с фашизмом. Мемориальная доска, расположенная на подпорной стенке с правой стороны пристани, напоминает нам об одном из таких событий: «Здесь, ведя бой с противником, 12  ноября 1941 г. погиб крейсер «Червона Україна». Личный состав судна сошел на берег и самоотверженно сдерживал натиск врага на подступах к  Севастополю».

Советские воины-освободители на Графской пристани. [Май 1944 г.]
АГС. Фотофонд. Ед. хр. № 0-2550.

9 мая 1944 г. на колоннаде Графской пристани бойцами был водружен флаг Военно-морского флота СССР. Эта памятная дата также отмечена мемориальной доской.
Воины, вернувшиеся в родной Севастополь, увидели знакомую колоннаду, израненную осколками и почерневшую от копоти снарядов. Позже строители и реставраторы вернули ей облик, который она имела в 1846 г.
24 августа 1963 г. постановлением Совета министров Украинской ССР № 970 Графская пристань обрела статус памятника архитектуры.
И в современной истории Города-Героя Севастополя происходящие события тесно переплетаются с Графской пристанью.
Так, 5 июля 2008 г., объединившись, севастопольцы встали на защиту Графской пристани, на стену которой украинские военнослужащие пытались установить мемориальную доску, посвященную 90-летию поднятия украинского флага на кораблях Черноморского флота. Акция под названием «Севастополь – украинский город» горожанами была воспринята отрицательно. В результате мемориальная доска была утоплена недалеко от Графской пристани. Этот факт еще раз подчеркивает силу духа и патриотизм севастопольцев.
В период событий «Русской весны», на площади Нахимова, расположенной неподалеку от пристани, 23 февраля 2014 г. состоялся митинг «Народной воли», на который пришло несколько десятков тысяч неравнодушных севастопольцев. Горожане так выражали свое несогласие происходящим событиям в Украине.

Митинг «Народной воли» на площади Нахимова. 23 февраля 2014 г.
АГС. Фотофонд. Ед. хр. № 1745-эл.

Не изменяя традициям, в последнее воскресенье июля, в День Военно-морского флота, с Графской пристани отправляется яхта во главе с главнокомандующим Черноморским флотом. Он, спускаясь по гранитным ступеням Графской пристани, поздравляет горожан с праздником и ступает на трап судна, как некогда это делали великие флотоводцы нашей Отчизны.

Командующий Южным военным округом генерал-полковник А.В. Дворников (первый ряд слева), командующий ЧФ РФ адмирал А.В. Витко (первый ряд справа).
30 июля 2017 г.
АГС. Фотофонд. Ед. хр. № 1997-эл.

Графская пристань – всегда была местом притяжения севастопольцев и гостей города. С ней связаны многие исторические события в жизни города Севастополя. Пристань сопереживала защитникам в дни первой и второй обороны Севастополя, радовалась в дни освобождения города. Графская пристань является невидимой нитью, связывающей севастопольцев с легендарным прошлым Города-Героя.

Архивист первой категории
отдела информации и использования документов А.С. Рымарь