У каждого города есть свой неповторимый облик, который формируют памятники истории и архитектуры. Севастополь – город удивительной судьбы, город-воин, город-труженник, город-герой, притягивает внимание великолепными творениями зодчих, многие из которых по праву являются символами, эмблемами нашего города, его своеобразными «визитными карточками».

Памятник Затопленным кораблям, памятники выдающимся российским флотоводцам и военачальникам адмиралам В.А. Корнилову, П.С. Нахимову, генерал-лейтенанту Э.И. Тотлебену, величественные соборы, широкие и просторные бульвары – своеобразные музейные экспозиции под открытым небом, напоминают о славных событиях истории Отчества. Их объединяет многое: и время появления – свыше 100 лет назад, и события, в память о которых они были возведены.

В конце ХIХ — начале ХХ вв. Севастополь постепенно превратился в один из красивейших городов Российской империи, привлекая все более внимание путешественников, прежде всего, памятниками, связанными с Крымской войной и первой обороной города. В их тематике, особенностях архитектурного стиля, декоре, местах размещения очень четко отражалась общегосударственная тенденция, когда, по мнению крымского историка А. Мальгина, Крымская война и оборона Севастополя в сознании русского общества прочно заняли место Отечественной войны 1812 года, как источник силы, патриотической гордости. И поэтому решение правительства, военных и городских властей превратить Севастополь в своеобразный мемориал, памятник славы русского оружия было встречено в обществе с энтузиазмом и одобрением.

В немалой степени повышенный интерес к этой теме объяснялся и тем, что после крайне неудачной для России Крымской кампании горькое чувство поражения нуждалось в психологической компенсации. Кроме того, длительным героическим сопротивлением лучшим европейским армиям, проявлением беспримерного мужества и отваги его защитников, Севастополь давно снискал себе славу «Русской Трои». Не случайно в 1875 году, всего через 20 лет после окончания славной обороны, севастопольская городская Дума приняла решение места разрушенных бастионов и батарей не застраивать, а разбить на их месте бульвары, соединенные в единую линию большим Историческим бульваром. Там, где гремели отчаянные сражения, решили возвести величественные монументы в память о героях, отстоявших «честь России, честь русского флага, честь русской нации», на их создание объявили всей по России подписку (сбор пожертвований).

Не все планы Комиссии по увековечению памяти героев Крымской войны и обороны Севастополя тогда удалось реализовать, но возведением в конце XIX – начале XX вв. уникальных памятников истории и архитектуры граждане нашего города продолжили созидание «каменной летописи» героического прошлого Севастополя и севастопольцев, начатой в 1834 году возведением памятника бригу «Меркурий» и его командиру капитан-лейтенанту А.И. Казарскому.

Документы и фотографии, хранящиеся в ГКУ Архив города Севастополя, помогут «перелистать» некоторые страницы этой летописи, одной из ее ярких «глав».

Одним из первых в Севастополе в послевоенный период стали благоустраивать и украшать памятниками Малахов курган.

5 (17) октября 1895 года, в 41-ю годовщину смертельного ранения на батарее Станиславского вице-адмирала В.А. Корнилова, на Малаховом кургане был торжественно открыт памятник в честь этого вдохновителя и организатора обороны Севастополя. Владимир Алексеевич запечатлен в момент, когда, упав, сраженный осколками вражеского ядра, он приподнимается и дает последние распоряжения. На постаменте высечены слова раненного адмирала: «Отстаивайте же Севастополь!».

Памятник вице-адмиралу В.А. Корнилову на Малаховом кургане. Фоторепродукция с дореволюционной открытки. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № 1731

Частью скульптурной композиции была фигура матроса, который, выполняя приказ руководителя обороны, заряжает артиллерийское орудие и готовится сделать выстрел по позициям противника.

Памятная плита на месте смертельного ранения вице-адмирала В.А. Корнилова. Севастополь. Малахов курган. 1964 год. ГКУ АГС: Ф. Р-183. Оп. 2. Д. 119. Л. 6

У подножия монумента – гранитная плита с вкраплениями из ядер в форме креста. Первоначально по приказанию адмирала П.С. Нахимова крестом из ядер севастопольский юнга Дмитрий Бобырь со своими товарищами – юнгами отметил прямо на земле место на батарее Станиславского, где вице-адмирал Корнилов находился в момент ранения 5 октября 1854 года.

Памятник Владимиру Алексеевичу Корнилову был воздвигнут по проекту генерал-лейтенанта А.А. Бильдерлинга и академика И.Н. Шредера. В результате творческого содружества этих двух профессиональных военных – талантливого художника и одаренного скульптора в Севастополе, кроме памятника                                В.А. Корнилову, были созданы прекрасные монументы в честь героев первой обороны – адмирала П.С. Нахимова и генерал-лейтенанта графа Э.И. Тотлебена.

Созданный по проекту А.А. Бильдерлинга и И.Н. Шредера прекрасный памятник адмиралу В.А.Корнилову, последние его слова, высеченные на постаменте, в дни второй обороны Севастополя 1941 — 1942 гг., придавали защитникам города силы отстаивать Севастополь. Чтобы спасти от разрушения памятник,  который возвышался над холмом и к тому же, использовался противником в качестве ориентира при обстрелах расположенной здесь артиллерийской батареи, артиллеристы батареи П.А. Матюхина временно сняли бронзовую фигуру адмирала с постамента и установили рядом на земле. Фашистские захватчики, оккупировав Севастополь, все бронзовые части памятника вывезли на переплавку в Германию, а гранитный постамент взорвали.

Разрушенный постамент памятника вице-адмиралу В.А. Корнилову. Севастополь. 1955 г. ГКУ АГС: Ф. Р-183. Оп. 2. Д. 119. Л. 7

До 1983 года на месте величественного памятника севастопольцы и гости города могли наблюдать лишь глыбы разрушенного постамента и крест из ядер рядом с ним.

На основании решения Совета Министров Украинской ССР от 17.11. 1977 года № 14927/81 и Постановления бюро Севастопольского горкома Компартии Украины и Исполкома горсовета от 26.06.1979 года № 12/452 памятник был вновь восстановлен в 1983 году в честь 200-летия основания Севастополя. Авторы проекта скульптор, народный художник Украины, лауреат Государственной премии СССР профессор Вронский Макар Кондратьевич и заслуженный художник-архитектор Украины Гнездилов Василий Георгиевич за основу взяли первоначальный вариант памятника, модель которого находится в Центральном военно-историческом музее в Санкт-Петербурге.

 

В ГКУ Архив города Севастополя имеются акты государственной и рабочей комиссии по приемке памятника вице-адмиралу В.А. Корнилову на Малаховом кургане (20 июня – 28 июня 1983 года), в которых отмечается «высокий идейно-художественный уровень, качественное выполнение всех литейных, строительных и монтажных работ», проведенных севастопольскими мастерами. Общая стоимость сооружения (восстановления) памятника В.А. Корнилову составила 199,05 тыс. руб., на благоустройство территории у памятника (с укреплением холма) было затрачено 121, 85 тыс. руб. Церемония торжественно открытия возрожденного памятника В.А. Корнилову состоялась 7 сентября 1983 года, накануне вручения городу-герою Севастополю ордена Октябрьской революции. Так в строй «часовых» севастопольской истории был возвращен один из лучших памятников нашего города.

Другое «детище» А.А. Бильдерлинга и И.Н. Шредера – памятник генерал-лейтенанту Э.И. Тотлебену, по праву считается одним из самых значительных памятников монументального искусства в Севастополе.

Проект памятника генерал-лейтенанту Э.И. Тотлебену. Репродукция из книги Д. Парского «Севастополь и памятники его обороны». 1902 г. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № 7907

Эдуард Иванович Тотлебен (1818 — 1884) – талантливый военный инженер, снискавший славу «Русского Вобана», в период обороны Севастополя возглавил строительство бастионов, выносных оборонительных укреплений – люнетов, редутов, создал глубоко эшелонированную систему оборонительных укреплений в осажденном городе. Под его руководством русские саперы повели под землей навстречу неприятелю контр-минные работы, которые вошли в историю как подземно-минная война. Идею единства героических усилий представителей всех родов войск по созданию и защите севастопольских бастионов, неоценимой организаторской роли в этом талантливого инженера-фортификатора Э.И. Тотлебена, который, преклоняясь перед мужеством и упорством своих товарищей, снимает головной убор, авторы сумели передать в художественной монументальной композиции памятника ярко, образно и лаконично.

В 1901 году проект памятника был утвержден и в Петербурге приступили к отливке бронзовых частей монумента; в Севастополе в 1903 году под наблюдением инженер-полковника О.И. Энберга начались строительные работы, но начавшаяся в 1904 году война с Японией, а затем и революционные события на Черноморском флоте прервали работы по возведению памятника. И только в 1909 году, 5 (18 августа), состоялась торжественная церемония открытия одного из самых красивых и величественных памятников монументального искусства в Севастополе.

Первый секретарь ГК ВКП(б) П.И. Лесик (справа) и Клементина Черчилль (слева) у памятника Э.И. Тотлебену. Севастополь. 24 апреля 1945 г. Фото М.Б. Покатило. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № О-14917.

В годы Великой Отечественной войны памятник сильно пострадал: снарядом отбило голову у фигуры Тотлебена, осколки снарядов посекли во многих местах постамент и стилобат. На фото севастопольского фотографа М.Б. Покатило, передавшего в Архив города Севастополя на хранение уникальные снимки, сделанные во время пребывания  24 апреля 1945 года в Севастополе супруги премьер-министра Великобритании У. Черчилля Клементины С. Черчилль, запечатлен памятник Э.И. Тотлебену со следами этих повреждений.

Вскоре после создания этого снимка в 1945 году под руководством московского скульптора Л.М. Писаревского, проходившего в это время службу на Черноморском флоте, памятник Эдуарду Ивановичу Тотлебену был отреставрирован.

Памятник генерал-лейтенанту Э.И. Тотлебену. Севастополь. 2008 г. Фото О. Малиновской. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № 872-эл.

110 лет назад, 14 мая 1905 года, газета «Севастопольский вестник» сообщила об открытии в Севастополе еще одного уникального памятника монументального искусства и панорамной батальной живописи – Панорамы «Штурм 6 июня 1855 г.» известного художника-баталиста Франца Алексеевича Рубо.

За основу сюжета картины художник взял события только одного из 349 дней героической обороны – штурма Севастополя, предпринятого англо-франко-турецкими войсками впервые лишь на 9-м месяце осады. Воплощение на холсте задуманного непревзойденным мастером батальной живописи Ф.А. Рубо сюжета приводило в восхищение, как современников художника, так и их потомков. Но не меньший интерес представляет и здание, в котором всемирно известная панорама была размещена.

Проект здания Панорамы «Штурм 6 июня 1855 г.». Автор Ф.-О. И. Энберг. 1902 г. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № 975

Конкурс на лучший проект здания для будущей панорамы Петербургская Академия художеств объявила еще в марте 1902 года. Из 14 проектов, представленных на конкурсе, были отмечены три лучших. Император Николай II утвердил проект архитектора С.В. Беляева, занявший второе место. Однако после внесенных в него по требованию Ф.А. Рубо поправок и изменений строительная комиссия так и не решилась воплощать его в жизнь и направила на рассмотрение и утверждение императора в Санкт-Петербург проекты трех других конкурсантов.

Панорама «Штурм 6 июня 1855 г». Ф.А. Рубо. Репродукция с дореволюционной открытки. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № О-9077

Император Николай II утвердил проект военного инженера Ф.-О.И. Энберга, по которому для панорамы до осени 1904 года построили здание, высотой (до шпиля)  32 метра и внутренним диаметром 38 метров, облицованное инкерманским камнем, с размещенными в нишах скульптурными портретами 13 героев обороны. Завершалось строение цилиндрической формы куполообразной крышей и венчающей ее ротондой, которые поддерживали стропила литой стали весом около 52,5 тонн. Сам автор осуществлял наблюдение за строительством, по приказанию Великого князя Александра Михайловича выбирал в Мюнхене предполагаемый к покупке железный каркас для здания. Для разработки архитектурных деталей здания Энберг пригласил в помощники архитектора-художника В.А. Фельдмана.

Вид на центральную аллею Исторического бульвара и здание Панорамы. Репродукция с дореволюционной открытки. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № О-9078

Вид на разрушенное здание Панорамы. Исторический бульвар. Май 1944 г. Фото А. Соколенко. Фотофонд. Ед. Хр. № 278.

В дни обороны Севастополя 1941-1942 гг. герои первой обороны, запечатленные на холсте, вдохновляли своим примером защитников Севастополя на мужество и отвагу, на подвиги в борьбе за Родину. Так Панорама «сражалась» вместе с защитниками до конца. 25 июня 1942 года в 18 часов 40 минут фашистскими самолетами на здание были сброшены бомбы. Увидев разрушенную крышу и черный столб дыма над зданием, панораму бросились спасать курсанты курсов средних командиров Береговой обороны ЧФ. Не имея поблизости воды, они пустили в ход ножи, багры, топоры, штыки, резали, рубили полотно, выносили отдельные фрагменты из горящего здания. Большую часть (2/3) живописного полотна, некоторые картины, в том числе и портрет Ф.А. Рубо, удалось спасти из огня, а затем на борту лидера эсминцев «Ташкент» вывезти на Большую землю из осажденного Севастополя.

Руины здания панорамы «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» Севастополь. [1942 – 1944 гг.] Аэрофотосъемка. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № 14345.

Постановлением Совета Министров СССР от 24 октября 1950 года в связи с приближающимся 100-летним юбилеем героической обороны Севастополя 1854 – 1855 гг. было принято решение восстановить панораму Ф.А. Рубо, для чего был создан творческий коллектив из лучших художников-баталистов страны.

Еще раньше, сразу после пребывания в Севастополе 25 ноября 1948 года И.В. Сталина,  севастопольский архитектор В.П. Петропавловский получил задание на разработку технического проекта восстановления здания для панорамы. Техническим актами от 18 и 21 января 1949 года были зафиксированы размеры разрушений: купола на 40%, наружной отделки фасада на 50%, смотровая площадка разрушена полностью до цокольного этажа.

В тоже время перед архитектором стояла задача не только восстановить здание в прежнем виде, но и провести его реконструкцию с учетом требований усовершенствования освещения, оборудования отопления, вентиляции и др.

Несмотря на то, что отсутствовали проект, чертежи, виды интерьеров и оборудования здания Панорамы начала ХХ века, воспоминания и консультации бывших сотрудников музея, жителей Севастополя помогли  В.П. Петропавловскому восполнить недостающие сведения.

Строительная бригада выпускников ФЗО № 10 на восстановлении Панорамы. Севастополь. 1953 г. Фото А.В. Баженова. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № 12807.

Под авторским надзором архитектора В.П. Петропавловского рабочие треста «Севгорстрой» с огромным энтузиазмом ускоренными темпами возрождали дом для любимой панорамы. 15 октября 1954 года Государственная комиссия приняла здание с оценкой «отлично», а на следующий день воссозданная советскими художниками Панорама «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» была открыта в торжественной обстановке. Так была возвращена к жизни севастопольская панорама – и уникальный памятник батальной живописи, и выдающееся произведение монументального искусства, единственный на юге России сохранившийся образец панорамных построек конца XIX — начала ХХ века, яркий образец стиля модернизированного классицизма.

Издательство Севастопольской артели «Бытобъединение». Севастополь. 1954 г. ГКУ АГС: Ф. Р-183. Оп. 2. Д. 116. Л. 7.

В 2015 году исполнилось 110 лет со дня торжественного освящения Собора Покрова Пресвятой Богородицы, который сразу приобрел статус архитектурной доминанты центра города на Большой Морской. Это событие произошло 26 февраля 1905 года, за несколько месяцев до открытия Панорамы.

Газета «Крымский вестник» каждый день информировала читателей о подготовке к знаменательному событию, о деталях истории постройки собора. Например, о том, что избрание  комитета по постройке нового собора состоялось     29 ноября 1892 года, о первом председателе этого комитета адмирале Н.К. Вейсе, о стоимости всех строительных работ, которая по факту на 01 января 1905 года составляла 124 500 руб. 69 коп.  и т.д.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Севастополь. Репродукция В.В. Суржикова с фото М.П. Мазура. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № О-11246 ОЦ.

Эта постройка сразу привлекла внимание горожан своей необычной архитектурой, резко выбивающейся из привычного для Севастополя классического стиля. Автор проекта Валентин Августович Фельдман в качестве образца взял каменные русские храмы XVI века. Выбрав за основу тип базилики, он украсил ее многочисленными куполами и башенками, увенчанными маковками луковичной формы, резными балконами с изящными колоннами. Торжественный, радостный, светлый, легкий храм сразу завоевал любовь и симпатии горожан, и уже в октябре 1905 года Указом Святейшего Синода был возведен в степень «Севастопольского городского собора».

В этом статусе собор послужил севастопольцам не более 30 лет. Революционное лихолетье закружило в «вихрях враждебных» Российскую империю, внесло резкие изменения в систему моральных, духовных ценностей.

Эти трагические изменения ярко проявились и в судьбе Покровского собора. Сначала в мае 1917 года в склепах нижнего храма были установлены гробы с останками руководителей Ноябрьского вооруженного восстания 1905 года в Севастополе и на Черноморском флоте — революционеров П.П. Шмидта, С.П. Частника, И.А. Гладкова, Н.Г. Антоненко, расстрелянных в 1907 году на о. Березань. В 1923 года их торжественно захоронили на кладбище возле Севастопольской городской тюрьмы, известное сегодня как мемориальное кладбище Коммунаров. К этому времени (1921) улица Большая Морская была переименована в Карла Маркса, православная община верующих Покровского собора заключила договор с Исполкомом губернского совета г. Севастополя на получение в пользование на правах бесплатной аренды здания собора и прилегающих построек с обязательством производить содержание и ремонт государственной собственности на собственные средства.

Обращение работников Севастопольской окружной конторы связи в Административный отдел Севастопольского окружкома. Севастополь. 1930 г. ГКУ АГС: Ф. Р-79. Оп. 1.Д. 578. Л. 8.

В архивном фонде Исполнительного комитета Севастопольского городского Совета рабочих, красноармейских и военморских депутатов в «Материалах об организации религиозного общества при Покровском соборе и о его деятельности и ликвидации» имеются сведения о том, что в 1929 – 1932 гг. в Севастополе была развернута активная деятельность по воплощению в жизнь идеи сноса Покровского собора.

Из аккуратно прошитых в деле справок, выписок из протоколов, докладных можно проследить, как организовывалась кампания «народного гнева и недовольства» по поводу мешающего трудящимся колокольного звона, на основании требований трудящихся принималось решение о сносе собора, расчистке большого участка земли в центре города и постройке здесь общежитий для остро нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Выписка из протокола заседания постоянной комиссии при Президиуме Крымского ЦИК по вопросам культа от 20 июня 1932 года. ГКУ АГС: Ф. Р-79. Оп. 1. Д. 578. Л. 78.

Активной поддержки ни в массах, ни в верхних эшелонах власти это радикальное предложение не получило, поэтому по просьбе ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения) Покровский собор передали в их распоряжение для организации клуба и общежития. Реконструкцию внутри собора эпроновцы спустя месяцы так и не провели, и здание было передано в распоряжение городских коммунальных служб.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор сильно пострадал, полностью было разрушено правое крыло здания (южный придел). В послевоенный период в восстановленном соборе возобновили церковную службу, которая проводилась там до 1959 года.

Здание бывшего Покровского собора в период размещения там Государственного архива города Севастополя. Севастополь. Апрель 1978 г. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № 8926

С 1959 по 1994 год помещения Покровского собора использовали под хранилище документов по истории Севастополя, здесь размещался Архив города Севастополя. И только в 1994 году собор полностью был передан в распоряжение православной общины и в нем возобновились церковные службы. Окончательно в первоначальном варианте творение В.А. Фельдмана – Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Большой Морской, был восстановлен только в 2005 году.

В мае 2015 года севастопольцы приняли участие в освящении памятной таблички, уже успевшей получить «народное» название – «сапёрная».     (http://sevzakon.ru/view/1044/allnews/3361/3783/).

По инициативе ветеранов Великой Отечественной войне на этой памятной табличке была восстановлена надпись, сделанная на стене собора 12 мая 1944 года сапёром Ильиным: «Проверено. Мин нет», утраченная в 1990-е гг. при реконструкции собора.

В Архиве города Севастополя сохранились эскизные рисунки проекта художественного оформления восстановления этой надписи, согласованные с  главным художником города и датированные 31 мая 1983 года. В тексте резолюции содержалось предложение разместить под этой рамкой противотанковую мину.

Эскиз памятной таблички «Проверено. Мин нет». 31 мая 1983 года. ГКУ АГС: Ф. Р-164.

Севастопольских историков и краеведов эти эскизы могут заинтересовать и тем, что здесь приводятся другие варианты надписи, сделанной сапёром в мае 1944 года, и предложением сохранить на отдельном участке стены «следы» войны – углубления, оставленные осколками снарядов, и разместить рядом  противотанковую мину, одну из тех, что извлекали из земли во время разминирования города.

Эскиз памятного обозначения на фасаде здания Севастопольского городского Архива. ГКУ АГС: Ф. Р-164. Оп. 1. б/н

Самым известным из всех памятников истории и архитектуры в Севастополе, пожалуй, является Памятник Затопленным кораблям на Приморском бульваре.

Памятник Затопленным кораблям. Репродукция с дореволюционной открытки. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № 4325.

Он был открыт в 1905 году к празднованию 50-летия первой обороны Севастополя 1854-1855 гг. Проект памятника разработал известный эстонский скульптор Амандус Генрих Адамсон (1855 — 1929). Работы по его возведению велись под наблюдением архитектора В.А. Фельдмана при участии военного инженера Ф.-О. И. Энберга.

Памятник Затопленным кораблям. Репродукция с дореволюционной открытки. ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № 9069

В этом монументе необычно всё: и историческое событие, послужившее основанием для воздвижения этого монумента, и место, выбранное для него, и дальнейшая судьба.

Памятник увековечивает деяния моряков Черноморского флота, которые в период обороны Севастополя 1854 – 1855 гг. составили костяк обороны. Для защиты города от проникновения англо-франко-турецкой эскадры в бухту, в тыл бастионов, державших оборону на сухопутной линии, дважды в ходе обороны им пришлось создать на входе в бухту линии из затопленных кораблей. Оставшиеся на плаву в бухте были ими затоплены после оставления гарнизоном Севастополя укреплений Южной стороны в ночь на 27 августа 1855 года. Таким образом, за 349 дней обороны ни один корабль Черноморского флота не затонул в результате обстрела противника, все они были затоплены самими защитниками. Этот факт и сегодня вызывает чувство восхищения и уважения мужества и отваги защитников Севастополя.

Суть подвига, совершенного в те дни моряками-черноморцами, определила и место для размещения памятника именно в море, ставшем общее могилой для их кораблей.

В 20 метрах от берега из хаотического нагромождения неотесанных каменных глыб вырастает стройная коринфская мраморная колонна, увенчанная бронзовой скульптурой орла с распростертыми крыльями, который в клюве держит венок (символ славы) и ключи (символ неприступности севастопольских бухт). Плиты из чистого янцевского гранита выложили на естественной скале основание для памятника (плинт).

Памятник Затопленным кораблям. Вид из грота Приморского бульвара. Фото 1938 г ГКУ АГС: Фотофонд. Ед. Хр. № 974

Ранним утром 22 июня 1941 года в непосредственной близости от памятника разорвалась немецкая бомба, одна из первых, которые потом тысячами немецко-фашистские захватчики сбрасывали на Севастополь, бухту причалы, передовые позиции защитников города. Но памятник выстоял, не исчез с лика земли севастопольской, как тысячи домов, не был разрушен, как многие памятники архитектуры.

В документах архивного фонда Управления культуры Севастопольской городской государственной администрации имеются многочисленные документы, связанные с историей сохранения Памятника затопленным кораблям.

В Акте обследования памятника архитектуры «Памятник затопленным кораблям», составленном 8 октября 1957 года, комиссия отмечала, что «…фундамент под памятником подмыт водой и требует реставрации. Плинт выложен из естественных камней без раствора, пьедестал памятника выложен из каменных глыб без раствора…». В соответствие с результатами обследования памятника и в целях сохранения его от разрушения, представители Инспекции ГАСК Министерства Строительства УССР предложили провести реставрацию памятника (укрепить фундамент, установить недостающие глыбы в пьедестале, заделать раковины в колонне, устранить повреждения в бронзовом литье) и установить охранную доску. В 1961 году при ремонте подводная часть памятника была обложена бетонными блоками, пустоты между ними забетонированы.

Памятник Затопленным кораблям в период реставрационных работ. Фото 1961 г. ГКУ АГС: Ф. Р-183. Оп. 2. Д. 121. Л. 6.

Впоследствии еще не раз севастопольцы и гости города были свидетелями реставрационно-восстановительных работ. Одна из последних реставраций прошла в 2007 году, она затронула укрепление подводной части. Средства на ее проведение были выделены руководством Московской области, а проектные работы осуществили сотрудники Севастопольского ЗАО «Морстрой».

Рассказ о памятниках истории, архитектуры, которые формируют неповторимый облик Севастополя, можно продолжать бесконечно долго; о них написано немало трудов, издано много альбомов с видами города. Мы постарались в этой подборке проследить по документам Архива города Севастополя историю лишь тех памятников, которые в 2015 году отметили юбилейную дату, связанную с их существованием в Севастополе. В городе, достойном поклонения, само время создало удивительную летопись, вырезанную в камне.

Скульпторы, архитекторы, художники, создавая в Севастополе неповторимые образцы монументального искусства, оставили потомках своеобразные носители информации, которые для последующих поколений сохранят память об исконной «русскости» Севастополя, его традициях, культуре, менталитете его граждан, о том, как Севастополь во все времена с честью и достойно исполнял свое предназначение – защищал родную землю, его историю и культуру.